Еще совсем недавно – буквально пару месяцев назад – часто можно было слышать в адрес представителей молодежи упреки, что они слишком много времени проводят, глядя в экраны смартфонов. В полемике звучали тезисы, что «пропала роскошь человеческого общения», люди совсем перестали выходить на улицы и минимализировали общение вживую. Ситуация в корне начала меняться с появлением угрозы распространения коронавируса и введением карантинных мер.
Повсеместное внедрение электронных сервисов, зависимость от гаджетов и постоянная потребность быть в курсе последних разработок в IT-сфере – польза от всего этого еще недавно подвергалась сомнению с точки зрения психологического климата в обществе. Люди стали меньше встречаться, живое общение ушло в социальные сети. Еще одна тенденция последних лет – активизировались онлайн-торговля и доставка товаров на дом, правда, не настолько, чтобы окончательно вытеснить офлайн-магазины.
И вот сейчас оказалось, что самыми подготовленными к режиму карантина оказались те самые диджитал-фрики, которые часами не отрывались от экранов планшетов и телефонов. Именно они сегодня знают, как быстро заказать еду на дом, где выгоднее купить лекарства, как в два клика оплатить квартиру или погасить кредит, как пользоваться обучающими программами, быть в курсе последних новинок кино и литературы, а главное, как оперативно выполнить необходимые настройки на домашнем компьютере для удаленной работы. Цифровые сервисы в условиях пандемии становятся не просто привычной необходимостью, а практически единственным возможным способом контакта с окружающим миром. Но главное, отсутствие живого общения при использовании этих сервисов способствует прекращению распространения вируса. Поддерживать и внедрять новые digital-технологии в образ жизни населения активно помогает государство.
Благодаря современным технологиям сбора и обработки данных, в том числе получаемых онлайн, на уровне правительства была создана система управления городом нового уровня, которая не только помогает отслеживать состояние практически любого подконтрольного объекта в реальном времени и оперативно реагировать на возникающие проблемы, но и получать обратную связь от жителей мегаполиса о результатах проведенных мероприятий. Одно из последних важных решений правительства Петербурга в связи с угрозой распространения коронавируса – обеспечение возможности дистанционного обучения посредством городского портала для учащихся любых классов школ и студентов ряда государственных вузов.
Чутко реагирует на все изменения в обществе и бизнес: новые форматы его ведения, принципиально новые продукты, выведенные на рынок, в полной мере отвечают потребностям современного поколения потребителей товаров и услуг.
Помимо диджитализации большей части сервисов, банки активно участвуют в городских проектах цифровизации имеющейся инфраструктуры, поддерживая концепцию умного города. Характерный пример – «Единая карта петербуржца», которую также называют «цифровым ключом к сервисам города».
Умные решения не обошли и строительную отрасль. Недвижимость приобретается удаленно при помощи VR-технологий, технические и инженерные решения, используемые при проектировании домов, впоследствии позволяют жильцам экономить как на покупке квартиры, так и на последующем ее обслуживании. Так, энергоэффективные технологии снижают затраты на коммунальные платежи до 25%, а продвинутые мобильные приложения позволяют отслеживать и решать все коммунальные вопросы.
Российскому ретейлу аналитики также прочат переход на блокчейн, VR/AR и искусственный интеллект. Последний, кстати, активно используется всеми крупнейшими игроками рынка. В пользу возросшего покупательского спроса в онлайн-магазинах одежды и обуви говорит и статистика: за последний год количество заказов увеличилось более чем в 2 раза. На примере же европейских стран уже сейчас можно предположить, что возникновение пандемии увеличит эти показатели в разы.
«Деловой Петербург» начинает цикл публикаций о том, чем живут современные мегаполисы и что сегодня делается в Северной столице для поддержания и развития концепции умного города.