Законопроект об онлайн–продаже безрецептурных лекарств еще не принят Госдумой в третьем чтении, однако игроки рынка уже полностью готовы к запуску доставки.
Третье чтение законопроекта об онлайн–продаже безрецептурных лекарств должно было состояться 19 марта. Однако Госдума вернула его на второе — планируется доработать поправку о продаже рецептурных препаратов.
Президент подписал указ, разрешающий дистанционную продажу безрецептурных лекарств, только 17 марта, крупные компании тем временем уже заявляют о запуске сервисов по доставке препаратов потребителям.
Как сообщают представители компании, "Яндекс" планирует развивать сервис, как только закон будет принят. Запуск доставки будет развернут на базе "Яндекс.Такси".
Опросы показывают, что потребители уже давно ждут появления дистанционной доставки препаратов, поэтому в "Яндексе" уверены в перспективах проекта. На первом этапе сервис заработает в Москве и в Петербурге, затем компания планирует запустить доставку и в других городах.
В Ozon также давно ждали принятия соответствующего закона. Директор по связям с государственными органами компании Сергей Кучушев говорит, что изучение спроса на онлайн–покупку лекарств началось еще в 2018 году. Сейчас Ozon полностью готов к запуску доставки, компания уже протестировала все бизнес–процессы.
Аналитики рынка уверены, что крупные компании давно готовились к "зеленому свету", а отрасль находилась в состоянии борьбы не один год. Онлайн–ретейлеры лоббировали принятие закона, понимая, что лекарства — высокомаржинальная группа товаров, которая к тому же имеет большой срок годности.
Аптечный ретейл, напротив, разрешение на онлайн–торговлю с доставкой оттягивал.
Как отмечает в беседе с "ДП" генеральный директор INFOLine Иван Федяков, главная причина — даже не смещение спроса в сторону онлайн–покупок. "В новых условиях произойдет обвал цен на лекарства, контролировать ценовое предложение аптечному ретейлу станет крайне сложно", — говорит он. По словам эксперта, новые правила заставят игроков рынка полностью пересмотреть свои стратегии.
Федяков также отмечает, что постепенно количество точек аптечных сетей начнет сокращаться. "Если говорить о долгосрочной перспективе, на рынке останутся крупные интернет–игроки, в основном это будут маркетплейсы. Аптечные сети полностью не уйдут, но большую долю рынка составят дистрибьюторы, которые имеют эксклюзивные контракты на торговлю определенными препаратами", — заключает он.
Эксперты говорят, что быстрых изменений пока можно не ждать. Кардинальные перемены на рынке будут заметны через 3–4 года, когда потребительский интерес в этой сфере серьезно переориентируется на онлайн–покупки.