Отправят нас на карантин — и погулять негде на безопасном друг от друга расстоянии
Что надо, чтобы поутру встретить зайца? Не то, что вы подумали. Нужно просто, чтобы и в городе была природа. Звучит утопически, но ведь некоторым городам удается.
Например, одна из причин строгого карантина в Лондоне в том, что тамошние парки очень притягательны. Так и хочется нарушить режим, если он попустительский. Кроме того, там звери. Вы можете выйти в Холланд–парк и радостно поприветствовать кролика. Часто вспоминаю один чудесный случай. Жил я в Лондоне у одной приятельницы, коллекционера театральных эскизов. Курить у нее в квартире нельзя, а потому я выходил на балкон. Просыпался при этом по нашему времени. Поэтому как–то ранним утром увидел в скверике восхитивших меня рыжих котов с феерическими хвостами. Нина, хозяйка квартиры, неудержимо смеялась за завтраком после моего рассказа. Ну как мог ленинградский мальчишка представить себе лису — в городе! Или идиллию: в Холланд–парке — опера, а рядом тихо сидят кролики. Говорят даже, они особенно любят "Богему".
Живая природа умиляет горожан до степени предельной сентиментальности. Именно поэтому всеми так любимы белки в Павловске. Да–да, подумайте в этот момент про Хельсинки.
Сейчас, когда тотальный карантин все ближе, именно о природе мы будем мечтать все больше. И это заставляет задуматься о ней в городе. В центре масса сквериков пали жертвой девелоперов и горвластей. Но пора бы уже городу задуматься — и возникающим свободным участкам, в том числе освобождающимся от промзастройки, вменить в качестве условия при освоении создание хотя бы части зеленой зоны. Да, девелоперы будут в ярости, но это в конечном итоге и для них тоже, только на будущее, в том числе и для детей (или придется честно признать, что поколение детей и внуков верхнего класса думает только о Лондоне с его лисами).
Можно было бы повнимательнее отнестись и к имеющимся садам. Например, в Таврическом пора убрать ограду, отделяющую часть сада (ближе ко дворцу). Приняв при этом самый жесткий мораторий на его застройку. А "Газпрому" вменить в обязанность реконструировать оранжереи, максимально погружая их в зелень. "Газпром" может себе позволить хоть кроликов в Таврическом разводить — почему нет? И сад у Смольного, и парк на месте будущего Конституционного суда, и так далее, далее, далее... Борьба за скверики на Петроградской и вообще в любом районе обрела бы смысл. Представьте себе умилительную картинку, как градоначальник (–ца) кормит кроликов по пути на работу. Мечта!
Каждый кризис призывает задуматься и полюбить природу. А нынешний — особенно остро. Это относится и к грядущему вынесению решения о саде у Тучкова буяна. Одни были зациклены на "Зарядье". Другие — на интеллектуальной зоне Ла Виллет в Париже. Но ведь и там и там природа — придаток. "Зарядье" — патриотический городок аттракционов. Ла Виллет — дегенеративная зона с забавно придуманными металлическими павильончиками безо всякого смысла (одни черепа на берегу канала чего стоят и крайне "радуют", особенно по вечерам). А сквер на площади Искусств хорош в любое время. Вот бы и посадить на бывшем Ватном острове побольше разных деревьев, в том числе и вечнозеленых, чтобы природа там была всегда. Еще недавно был шанс соединить его с насаждениями Петровского острова, но там теперь все застроено. Хоть остатки бы сберечь.
Тогда город станет гуманнее и даже в карантин — нежнее. А парк у Тучкова буяна был бы отличным местом и для репетиций сводного оркестра перед парадом. Они ведь уже трубят на Дворцовой. Стоять вместе нельзя, а потому они разделены на части. И все играют разную музыку. Феллини за такую сцену много бы отдал. А так бы хоть случайных кроликов радовали.