Президент России Владимир Путин в своем повторном обращении к россиянам из-за пандемии коронавируса объявил, что все дни до 30 апреля включительно будут являться выходными с сохранением заработной платы. При этом, если обстановка позволит, выходные могут сократить.
Тем не менее новость для всей российской экономики более чем шокирующая. Опрошенные "ДП" представители малого и среднего бизнеса признаются, что они и рады бы сохранить зарплаты в апреле, но им просто не из чего их платить. Сложности также обстоят и с получением кредитов на выплату зарплат сотрудникам, и с курсом рубля, от которого зависит весь сектор услуг.
Вопросы также вызывает то, что власти так и не объявили официальный карантин или режим ЧС в стране, в результате которого многие компании могли бы претендовать хотя бы на страховые выплаты.
Меры есть
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets, не поддается панике и считает, что ранее перечисленных правительством мер для поддержки бизнеса хватит.
Неделя простоя с 30 марта по 5 апреля ранее оценивалась экспертом в сумму почти 1 трлн рублей, или 1,5% ВВП. Еще 4 недели, соответственно, увеличат эту сумму. Сложнее всего пережить вынужденные каникулы из-за эпидемии будет малому и среднему, а также микробизнесу — в этом сегменте больше всего работает компаний из сферы туризма, общепита, консалтинговых и рекламных услуг. По оценке Деева, в мае к работе не смогут вернуться около 30% предприятий малого и среднего бизнеса.
"Но государство в сложной ситуации окажет помощь реальному сектору экономики. Ранее было предложено достаточно много мер для поддержки предприятий. И самая главная инициатива — это снижение ставки страховых взносов по зарплате с 30% до 15%, что позволит работодателям сократить выплаты по этой статье в 2 раза. Остальные меры — это отсрочка по всем налогам (кроме НДС) на полгода, кредитные каникулы для компаний, попавших в сложное положение. Эти инициативы смогут поддержать бизнес и дадут время на менее болезненное возвращение к прежним оборотам и прибыли", — рассказал эксперт.
Сергей Дроздов, аналитик ГК "ФИНАМ", в разговоре с "ДП" отметил, что обращение президента на прошлой неделе уже нужно было оценивать как первый шаг к тому, что президент введет гораздо более продолжительный карантин.
"Если бы он в своем обращении сразу же объявил, что практически все закрывается на 4 недели, то это бы вызвало лавинообразную панику на биржах, у бизнеса и населения, которое бы сразу скупило все товары в магазинах, а это уже грозит дефицитом", — объяснил эксперт.
Конкретную сумму ущерба для российской экономики он оценить не берется. Он также добавил, что, если бы в стране был объявлен режим ЧС (ведь все накладываемые ограничения как раз и вписываются в чрезвычайную ситуацию), то многие компании могли бы претендовать на страховые выплаты из-за ущерба, который им нанесла эпидемиологическая обстановка.
"С другой стороны, это бы сильно ударило по страховому бизнесу. Поэтому это обоюдоострый меч. Что ни предпринимай, экономике будет тяжело", — отметил он.
Доктор политических наук, профессор СЗИУ РАНХиГС Инна Ветренко также считает, что решение о продлении нерабочих дней со стороны Владимира Путина было ожидаемым. Влияние на его решение оказало продолжающее расти количество заболевших коронавирусом: "Что касается срока до 30 апреля, то он действительно внушительный. Но если правильно рассчитать, то мы увидим, что опасный для распространения инфекции период как раз продлится до 28–29 апреля. Я думаю, что президенту предоставили хорошие и аргументированные данные, поэтому мы и получили продление нерабочих дней до 30 апреля. Конечно, это решение кризисное, потому что выходить из этого длительного карантинного периода будет сложно всем, от органов власти до малого и среднего бизнеса, если он к тому моменту еще останется. Бизнес сейчас терпит огромные убытки, а те меры, которые предлагает правительство, не могут компенсировать все потери. Они поддерживают бизнес, безусловно, но вернуться к тем же объемам работы, которые были до объявления нерабочих дней, предпринимателям будет сложно. Людям тоже будет психологически сложно выходить из этого периода", — добавила она.
Где взять деньги
Представители МСБ, в отличие от аналитиков, гораздо более негативны в своих оценках. Председатель совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынкаАлексей Третьяков обращает внимание, что все забыли о не менее важной проблеме — чрезвычайно низком курсе рубля. От курса рубля зависят многие области российской экономики, и прежде всего сектор услуг. Так же как и многие представители бизнеса зависят от импортных поставок. Даже после окончания карантина многим придется покупать нужные им товары, сырье и комплектующие по повысившейся стоимости, а вот потребности в услугах этих компаний уже может и не стать, потому что доходы населения падают.
"Последствия будут чудовищные и от простоя, и от девальвации рубля. Да, из-за распоряжений правительства решения о банкротстве в ближайшее время приниматься не будут, но по факту банкротства свершатся. Это как если бы кто-то запретил больному говорить, что он болен. Он ведь от этого не поправится", — шутит спикер.
Он считает, что государство в нынешних условиях будет спасать только крупные корпорации, а вот малый и средний бизнес примет на себя весь удар. Кроме того, после объявления выходного месяца следовало бы компенсировать сумму зарплат для сотрудников.
"Я также плохо понимаю, из чего бизнесу платить зарплаты. Если государство запретило работать, но при этом велело выплачивать зарплаты, то по логике оно должно взять хотя бы часть издержек по зарплатам на себя", — считает Алексей Третьяков.
Николай Готко, владелец петербургских заведений "Просто Вино", "Больше кофе!", "Кофе на кухне", также недоумевает по поводу зарплат: "На всю страну повторяется тезис "сохранить зарплаты", но как их сохранить и где взять на них деньги? Я нашел только один выход — взять кредиты. Да, мы влезем в долги, но, по крайней мере, мои ребята смогут пережить это время и им будет на что жить. Но есть огромная проблема — условия предоставления этих кредитов. Я прошерстил рынок и выяснил, что такие кредиты мне могут дать только две организации — Сбербанк и ВТБ. Но выдают они эти кредиты только тем, у кого есть зарплатный проект в этих банках. Кроме того, сумма кредита, насколько я понял, не будет превышать шести МРОТ. Грубо говоря, это 80 тыс. рублей, а у меня почти 50 сотрудников", — рассказал бизнесмен.
Готко считает, что при хорошем раскладе (если арендодатели пойдут навстречу и отменят все выплаты за аренду в течение всего апреля и если эпидемиологическая ситуация завершится к маю), после апреля он даже не сможет закупить продуктов, чтобы снова открыть свои заведения.
"Официальное введение ЧС гарантировало бы нам обнуление арендных выплат. Но ее так и не объявили, хотя на деле все выглядит как чрезвычайная ситуация", — сокрушается Николай Готко.