Нагрянувший кризис заставил активизироваться весь крупный российский бизнес и протянуть руку помощи сегменту МСБ и гражданам, которые оказались в тяжёлом финансовом положении из-за пандемии коронавируса. Социальную ответственность в основном проявляют представители IT-сегмента, электронной коммерции и сетевые продуктовые ретейлеры — все те, кого кризис затронул меньше всего.
Так, для представителей HoReCa, которые наиболее пострадали от сложившейся ситуации, различные агрегаторы снижают, а то и вовсе отменяют комиссии, помогают перейти на работу в онлайн, трудоустраивают сотрудников и выделяют финансовую помощь. Сетевые офлайн-ретейлеры, в свою очередь, стараются упростить процедуры заключения новых договоров для малого и среднего бизнеса в HoReCa, подключают их к логистике доставки товаров и консультируют по последним требованиям Роспотребнадзора.
Для финансово пострадавшего населения и пенсионеров компании организовывают бесплатную доставку продуктов, а также создают благотворительные корзины. Подробнее — в материале на dp.ru.
Спасти HoReCa
В сложившейся ситуации проблемы малого бизнеса не выгодны никому. Многие крупные компании работают в связке с индивидуальными предпринимателями, небольшими предприятиями и заведениями.
Например, сетевой ретейлер Metro C&C ориентирован в первую очередь на оптовую торговлю. Основные клиенты Metro — это представители бизнеса из сегмента HoReCa, а также независимые торговые организации, и поэтому компания сейчас предпринимает ряд мер для помощи своим клиентам.
В первую очередь в Metro упростили процесс подключения новых профессиональных клиентов — малый и средний бизнес — к сервису доставки продуктов из Metro. Теперь независимые магазины формата "у дома", гостиницы и рестораны смогут подключиться к системе доставки и начать покупать продукты оптом для реализации в течение 24 часов.
"Помимо этого, для поддержки своих клиентов из сегмента независимой розницы был принят следующий комплекс мер. Так, Metro развивает программу ценообразования для профессиональных клиентов сегмента независимой розницы "Проходим по ценам". Расширяется и растёт работа канала доставки. Процесс перестроен с целью максимально упростить и ускорить заключение договоров, предложить наиболее выгодное ценообразование, обеспечить инфраструктуру и уровень обслуживания. Было сформировано специальное комплексное предложение для магазинов "у дома", содержащее наиболее востребованные товары повседневного спроса", — рассказали dp.ru представители компании.
Помимо этого, бизнес-клиенты Metro регулярно получают консультации по мерам, которые необходимо принимать розничным торговым точкам в текущих условиях. В такие апдейты включены рекомендации Роспотребнадзора, рекомендации по обязательному ассортименту и его количеству для обеспечения непрерывной работы магазина.
Для клиентов из сегмента HoReCa Metro делает регулярные обзоры ситуации и рекомендации для ресторанной индустрии по ведению бизнеса, а также помогает запустить свою собственную доставку.
"Всем клиентам HoReCa доступно комплексное решение для запуска доставки и самовывоза. В едином предложении собрано всё необходимое оборудование и посуда — от одноразовых контейнеров до упаковочных материалов. Также мы запустили программы финансовой поддержки клиентов — расширение беспроцентного периода по некоторым кредитным продуктам", — добавили в Metro.
К помощи ресторанам и локальным заведениям подключились агрегаторы доставки, которые также работают в плотной связке с индустрией HoReCa. Судя по всему, индустрия доставки, оказавшаяся в наиболее выгодном положении по сравнению с другими отраслями бизнеса, и будет проявлять наивысшую социальную активность. Одними из первых инициативу подхватили в Mail.ru Group: "Вместе с программой Mail.ru Group по поддержке бизнеса мы запустили программу поддержки локальных ресторанов, в рамках которой практически обнулили комиссию для несетевых партнёров, которые подключились к Delivery Club с 15 марта и продолжат подключаться в ближайшее время. Также снизили комиссию для партнёров, пользующихся нашей доставкой, и предоставили маркетинговую поддержку новым, только подключившимся к платформе ресторанам", — рассказали dp.ru представители сервиса Delivery Club (входит в Mail.ru Group).
Сейчас Delivery Club работает более чем с 15 тыс. ресторанов, причем больше 1 тыс. из них подключились к платформе в конце марта — начале апреля. В некоторые дни, по словам представителей пресс-службы компании, количество заявок от новых ресторанов в 4–5 раз превышало докризисные показатели.
В компании поделились, что Mail.ru Group и Delivery Club готовят предложения для Минэкономразвития РФ по софинансированию программы поддержки ресторанов государством. Если программа получит поддержку, комиссии будут снижены, а условия, необходимые для работы с сервисом по нулевой комиссии, расширены.
Похожие меры предпринимают и в "Яндексе". На поддержку небольших локальных ресторанов, которые пострадали от коронавируса, "Яндекс.Еда" уже потратила до 50 млн рублей.
"Все заведения, подключившиеся к нам после 15 марта и имеющие не больше трёх точек, могут получить льготные условия от сервиса на первые 3 месяца. Если они будут доставлять заказы курьерами "Яндекс.Еды", то первые 100 доставок сервис оплатит сам. А для тех ресторанов, которые решили доставлять своими силами, мы обнулили комиссию сервиса", — добавили в пресс-службе "Яндекс.Такси".
Подключение новых ресторанов к "Яндекс.Еде" теперь происходит по ускоренной системе. После предоставления заведением всей необходимой информации время рассмотрения заявки составляет 1 день. Для ресторанов разработана форма самостоятельной регистрации без участия менеджеров сервиса.
"В Петербурге за март мы подключили к "Яндекс.Еде" порядка 250 ресторанов. При этом темпы продолжают расти: только за прошлую неделю к нам присоединились 124 новых заведения. Если говорить про Россию в целом, то за март на платформе начали работать 2,5 тыс. новых заведений. Большинство ресторанов, которые закрыли залы для посетителей, продолжают готовить на доставку в режиме dark kitchen", — рассказали в компании.
Дать денег небольшим магазинам
В "Яндекс.Маркете", в свою очередь, начали оказывать финансовую помощь магазинам, подключённым к агрегатору. Льготы выделяются как старым партнёрам сервиса, так и новичкам, и прежде всего они направлены на поддержку продуктовых магазинов.
Магазины, которые начали получать клики на "Маркете" только в марте или апреле 2020 года, могут получить бонус на 3 тыс. рублей, если в определённый период их расходы превысили 3 тыс. рублей.
Компании, которые получили первые клики на "Маркете" ещё до марта 2020 года, имеют право на другие бонусы. Так, сервис поддержит продавцов продуктов питания и товаров для здоровья — бонус для них составит до 50% расходов на рекламу, но не более 50 тыс. рублей. Магазины, которые торгуют другими товарами, также могут рассчитывать на бонус, если за март они потратили на "Маркете" не меньше 150 тыс. рублей. Бонус составит до 15% расходов на рекламу, но не более 10 тыс. рублей.
"Ситуация требует от магазинов быстрой и эффективной трансформации для перехода в онлайн. А малому и среднему бизнесу сейчас особенно нужна поддержка, поэтому мы начали выдавать бонусы. Также мы предоставим бонусы магазинам, которые продают продукты или товары для здоровья, потому что считаем важным, чтобы эти товары можно было легко найти и купить по лучшим ценам", — заявила Татьяна Умряева, директор сервиса "Яндекс.Маркет".
Для пенсионеров и малоимущих граждан
Сетевые продуктовые ретейлеры решили поддержать своих обыкновенных покупателей, прежде всего пенсионеров и малоимущих граждан. Гипермаркет "Лента" установил во всех своих точках продаж в Петербурге специальные тележки с продуктовыми наборами. В них входят 14 наименований товаров: молоко с длительным сроком хранения, макаронные изделия, крупы, растительное масло, мясная, овощная и рыбная консервация, соль, сахар, кондитерские изделия, туалетная бумага и мыло. Стоимость набора товаров не превышает 550 рублей.
Корзины пополняются за счёт посетителей, которые добровольно жертвуют на товары для этих тележек. "Лента", в свою очередь, поощряет своих клиентов становиться такими волонтёрами, зачисляя им бонусные баллы: "Каждый участник программы "Время проявить заботу" может зарегистрироваться как волонтёр на стойке информации любого магазина сети или на специальном сайте zabota.lenta.com, приобрести и передать необходимые товары тем, кому он хочет помочь. Это могут быть одинокие, нуждающиеся и пожилые люди, живущие по соседству, или те, кто предпочитает режим самоизоляции. "Лента" поощряет волонтёров, зачисляя за каждый визит в магазин 50 баллов на карту лояльности. 1 балл эквивалентен 1 рублю. Заработанными баллами можно будет оплатить покупки в период с 1 по 31 мая", — пояснили в пресс-службе гипермаркета.
X5 Retail Group и "Магнит" решили объединиться и убрать торговую наценку на отдельные категории социально значимых товаров. Каждая торговая сеть самостоятельно определит перечень продуктов питания первой необходимости в сегменте "первой цены", которые будут предложены покупателям без торговой наценки — по цене их приобретения у производителей.
Помимо этого, X5, которая уже довольно долгое время развивает онлайн-продажи и доставку товаров, решила стать более доступной для пенсионеров, многие из которых не умеют управляться с современными смартфонами. Поэтому компания ввела возможность заказа товаров по телефону через колл-центр. Такая возможность доступна в 12 супермаркетах в Москве и 31 — в Петербурге.
"Торговая сеть также поддержала проект "Добро Mail.ru" по раздаче плакатов, которые можно повесить у себя в подъезде и таким образом проинформировать пожилых соседей о своей готовности помочь им с покупкой продуктов. Неравнодушные граждане могут сделать закупку продуктов первой необходимости для пенсионеров самостоятельно по записке, которую оставит пенсионер в почтовом ящике квартиры, указанной на плакате. Если покупатель, желающий помочь пожилым людям, не имеет возможности самостоятельно распечатать листовку, он может попросить её на кассе в "Перекрёстке", — добавили в X5 Retail Group.
Помощь незащищённым слоям населения также оказывают и вездесущие сервисы доставки, которые в нынешнее время проявляют наибольшую активность как на рынке, так и в поле социальной ответственности бизнеса.
"Часть наших партнёров ввели специальные позиции или целые меню в связи с режимом самоизоляции. На прошлой неделе мы провели совместную благотворительную акцию с петербургским благотворительным центром "Антон тут рядом", — поделились в Delivery Club.
Компания заменила все фотографии в своём мобильном приложении на рисунки подопечных центра, больных аутизмом, чтобы привлечь внимание своих клиентов к акции. 20% с каждой покупки в рамках кампании переводятся на счёт благотворительного центра.
Петербургский сервис доставки еды "Dostaевский" решил развозить гуманитарную помощь петербургским врачам, постояльцам домов-интернатов ветеранов войны и социальных жилых домов для стариков. На прошлой неделе представители компании развезли более 300 пирогов по Петербургу в рамках этой акции.
Петербургский сервис iGooods, в свою очередь, старается трудоустраивать как можно больше людей из разорившихся компаний: "Во время пандемии бизнес в таких сферах деятельности, как общественное питание и туризм, столкнулся с резким падением спроса. В результате часть сотрудников временно лишилась работы. Мы предложили работодателям "подхватить" их персонал и обучить работе персонального закупщика и курьера. Мы помогаем с оформлением личной медицинской книжки, предоставляем маски и перчатки. Мы также решили не повышать сумму минимального заказа (500 рублей) и стоимость доставки, чтобы оставаться максимально доступными для всех категорий граждан", — объяснил управляющий и сооснователь сервиса Григорий Кунис.