00:0008 апреля 202000:00
102просмотров
00:0008 апреля 2020
Торговые помещения в новостройках окажутся меньше подвержены кризису по сравнению с торговыми центрами и обычным стрит–ретейлом. Основная причина — понятный и просчитываемый поток потенциальных покупателей.
Бизнес впервые столкнулся с кризисом, вызванным вирусной инфекцией и карантином по всему миру. Пока неизвестно, сколько времени потребуется для нормализации ситуации, детальные прогнозы о последствиях для рынка делать преждевременно.
"Если кризис затянется, то ротации арендаторов не избежать, коммерческую недвижимость будут реже покупать. Прежде всего в зоне риска уже сегодня находятся торговые центры. Стрит–ретейл — в меньшей степени, особенно площади до 150 м2, но объявлений об аренде и продаже прибавится", — уверена Юлия Ружицкая, директор по продажам "Главстрой Санкт–Петербург". С ней согласна Марина Пузанова, директор по развитию группы компаний RENTA. "На фоне волатильности национальной валюты и, как следствие, снижения торговой активности и покупательной способности населения сдавать коммерческие помещения в новостройках с хорошей арендной ставкой их собственникам будет все сложнее. В таких условиях арендаторы просто не потянут ту цену, которая была рыночной еще несколько месяцев назад. Поэтому доходность помещений на первых этажах новых жилых комплексов будет падать", — считает она.
Меньше паники
Дмитрий Беляев, генеральный директор "КВС. Управление недвижимостью", полагает, что люди, которые занимаются коммерческой недвижимостью, более подкованы в вопросе инвестиций и меньше подвержены панике и готовы к этому. "Число обращений по встроенным площадям у нас осталось на прежнем уровне, но конверсия по сравнению с февралем выросла — покупатели более решительно подходят к сделке. Если спрос продолжит расти, цены также будут корректироваться в сторону повышения", — уверен эксперт.
"Пока рано говорить о возможных проблемах для ретейлеров, особенно на фоне новостей о краткосрочном ажиотаже потребительского спроса и неопределенности сроков ограничительных мер, связанных с коронавирусом", — оптимистична Оксана Кравцова, генеральный директор ГК "Еврострой".
Некоторые девелоперы даже констатируют рост спроса. "Интерес увеличился только на уже готовые варианты с целью вложения средств. При этом цены на коммерческие помещения имеют тенденцию к росту, учитывая нестабильный курс валют", — говорит Мария Ковалева, директор дирекции по развитию и управлению недвижимостью "Бронка Девелопмент".
А еще большие оптимисты выводят новые помещения в продажу — так, в апреле СИХ "Аквилон Инвест" планирует открыть продажи коммерческих помещений в жилом комплексе бизнес–класса Promenade в Адмиралтейском районе. "Всего у нас 17 помещений, на часть уже есть предварительное бронирование", — рассказывает директор строительно–инвестиционного холдинга "Аквилон Инвест" Виталий Коробов.
"Интерес к хорошим помещениям, расположенным в проходимых локациях в хороших жилых комплексах, всегда будет достаточно велик вне зависимости от кризиса. Да, в какой–то момент какой–то из магазинов может закрыться, но на его место быстро придет другой", — говорит Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена".
Всплеск потребления
На рынке аренды в первую очередь пострадают наиболее чувствительные бизнесы.
"Обучение, рестораны, фитнес–залы, ювелирная продукция, туристические конторы. Рост покажут магазины, предлагающие товары и услуги первой необходимости, — аптеки, продуктовые лавки и гипермаркеты, точки общепита, где налажен сервис доставки. По остальным сферам делать выводы пока сложно, поскольку мы впервые наблюдаем ситуацию такого масштаба", — говорит Дмитрий Беляев.
Формат кафе и магазинов у дома отличается от сетевого ресторана в центре Петербурга. Проекты у дома рассчитаны на определенную постоянную загрузку, которую можно спрогнозировать, подсчитав количество жителей в каждом конкретном жилом комплексе и соседних домах. К тому же, как мы все видим из последних новостей, кризис не только не сократил объемы потребления продуктов питания, но и заставил людей покупать больше, запасаться впрок, спровоцировав всплеск потребления.
"В кризис уменьшится количество “случайных” игроков, останутся те, кто имеет развитый бизнес, приносящий доход, и уверен в завтрашнем дне", — считает Виталий Коробов.
Наиболее заметно будет влияние пандемии и экономической нестабильности на заведения стрит–ретейла в центральной части города, которые во многом зависят от туристического потока. "Аналогичный спад мы видели после завершения Чемпионата мира по футболу, когда сначала открылось много новых заведений, а потом, просуществовав 6–12 месяцев, они сворачивали деятельность. Сейчас ситуация гораздо более острая", — говорят эксперты. Также пострадали и будут страдать торговые моллы, которые несут большую коммунальную и кредитную нагрузку.