Правительство Петербурга может пустить пять частных трамвайных линий по Пушкинскому району.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) еще в ноябре 2019 года представил для включения в новый Генплан проекты будущих трамвайных линий. Комиссия по внесению изменений в Генплан уже согласовала четыре маршрута: от микрорайона Славянка до будущего кампуса СПбГУ, от кампуса до Колпино, до "Экспофорума" и до города–спутника Южного, вдоль будущей Южной широтной магистрали до Софийской улицы. Единственная отклоненная заявка — трамвайная ветка от Волхонского шоссе до Пулково, однако в КРТИ отмечают, что подведомственный комитету Центр транспортного планирования еще раз подаст ее на публичных слушаниях по Генплану.
Проекты планируется реализовать на основе государственно–частного партнерства (ГЧП). Сроки реализации в Смольном не раскрывают, однако речь сейчас идет о начальных стадиях с невысокой степенью проработки. Активную работу комитет по инвестициям ведет пока только над двумя действующими трамвайными концессиями: "Чижик" в Красногвардейском районе (эксплуатационная стадия) и "Славянка" на юге Петербурга (инвестиционная). "Сопровождение новых проектов возможно только после того, как городом принимается решение о целесообразности их реализации с привлечением частных инвесторов", — прокомментировали в комитете. Пока что такие решения по проектам в Пушкинском районе не принимались. Нет и никаких документов по большей части веток, отмечают в КРТИ.
Далеко идущие планы
Маршрут от Славянки до будущего кампуса СПбГУ (планируется у Ям–Ижорского шоссе) задуман как продолжение проектируемой ветки скоростного трамвая Купчино — Шушары — Славянка. Конкурс на его строительство еще весной 2018–го выиграла компания "БалтНедвижСервис" (совместное предприятие ГК "АБЗ–1" и АО "Газпромбанк"). По планам инвестора, к сентябрю 2023–го трамвай поедет от станции метро "Купчино" до Шушар, а через год — до Славянки. В комитете по инвестициям подчеркивают, что соглашением не предполагается продолжение линии до кампуса.
"Продление линии до кампуса не предусмотрено. Тем не менее техническая возможность продолжения ветки до него существует", — сказали "ДП" в пресс–службе ГК "АБЗ–1".
Соединение "Экспофорума" с Южным, к которому планируется протянуть метро, может быть инициативой "Экспофорума", чья транспортная доступность оставляет желать лучшего. По информации "ДП", комитет по инвестициям принимал участие в разработке предпроекта трассы до "Экспофорума" и Южного, однако решения пока не приняты. Отметим, что маршрут продолжения Кировско–Выборгской линии метро от "Проспекта Ветеранов" до Пулково, Южного и кампуса СПбГУ согласован для включения в Генплан.
Кому нужны трамвайные линии от Волхонского шоссе до Пулково и вдоль Южной широтной магистрали, непонятно. Вероятно, это задел на не очень близкое будущее. Некоторые эксперты полагают, что их внесением в Генплан все и закончится.
Своими силами
Удивление у специалистов вызывают и сами направления, и необходимость механизма ГЧП.
"КРТИ не умеет класть рельсы и ставить системы приоритета движения, а энергетики — системы энергопитания? Должны уметь. Зачем за это платить бизнесменам? Бизнес сделает, но себе заплатит хорошие проценты", — полагает профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев. При этом опыт частного трамвая "Чижик" эксперт не считает успешным. По его мнению, город получил систему, не справляющуюся с пассажиропотоком: нужно было использовать не трех–, а пятизвенные или семизвенные трамваи. Из–за ошибок проекта кое–где трамвай едет медленнее, чем мог бы.
"Проект оборвал важные пассажирские связи, получился изолированный сегмент трамвайной системы, но самое плохое, что город вынужден нести расходы на перевозку пассажиров, не влезающих в “Чижик”. Все это законсервировали аж на 30 лет. И что, еще плодить подобные системы?" — вопрошает Горев.
По чугунке
Ряд экспертов недоумевают, почему Пушкинский район решили сделать трамвайным — там есть железная дорога. "Строить трамвай нужно, только когда нельзя эффективно использовать действующие железнодорожные линии, организуя к ним подвоз пассажиров, — говорит эксперт транспортного развития территорий ИТП “Урбаника” Илья Резников. — Учитывая планы города и РЖД на эту тему (о линиях внутригородских электричек. — Ред.), трамвай в Славянку, Южный, Петергоф, аэропорт Пулково не особенно актуален. Исключение — линия от метро “Шушары” в Колпино (старый проект Смольного. — Ред.). И не потому, что на Московском ж/д направлении, проходящем через Колпино, нельзя построить доппуть для электричек (такие планы тоже есть). А потому, что метро “Шушары” уже есть и нужно как–то привезти к этой станции пассажиров. Хотя необязательно именно трамваем".
Андрей Горев убежден, что везти людей только до метро — устаревший подход, важна интегрированная трамвайная сеть. Например, возможность доехать с юго–запада не только до Автово, но и до Сенной.
В целом транспортные эксперты сходятся, что лучше бы в городе построили давно запланированные трамвайные линии. Одна из которых — как раз ветка Колпино — Шушары. Проект уже готов, но нет денег на проектирование депо, без которого не пройти экспертизу.
Еще одна линия, по заявке КРТИ включенная в Генплан, — от Пулково до "Купчино". Ее хотели построить еще к ЧМ–2018. В 2014–м разработали проект, стоимость оценили в 12,5 млрд рублей. Спустя 2 года началась подготовка территории, однако инвестора город так и не нашел.
По мнению эксперта Ассоциации транспортных инженеров Владимира Валдина, из всех проектов наиболее реальным выглядит именно ветка до Пулково от метро "Купчино", но только в увязке с проектом трамвая Купчино — Шушары — Славянка. Тогда она станет ответвлением основного маршрута.
С ним согласен и Андрей Горев. "В аэропорт необходимо сделать ответвление от линии Купчино — Славянка по коридору, зарезервированному для мифического аэроэкспресса: эта связь улучшит транспортное обслуживание аэропорта и экономику проекта “Купчино — Славянка”", — считает он.