Сегодня куда более негативное влияние на наш бизнес (оптовой торговли свежими фруктами и овощами) оказывает не пандемия, а падение курса рубля по отношению к доллару. В текущий период (зима-весна) почти весь объём торговли обеспечивается за счёт импортного товара, закупочные цены на который зафиксированы в валюте. Рост курса доллара приводит к росту себестоимости. При этом большая часть груза оплачивается поставщику авансом в момент выхода судна из порта отправления. В свою очередь, деньги за этот товар мы получим в рублях и с задержкой на 1–2 месяца, после того как товар будет к нам доставлен, отсортирован и реализован. Возникают существенные риски потерь на курсовых разницах.
Пандемия, конечно, добавила, точнее даже не она сама, а слухи вокруг неё. Люди пугаются — нам же не перейти на удалёнку. Мы используем очень много работников: водители, грузчики, переборщики, фасовщики. Этот тяжёлый труд не заменить автоматом, не выполнить из дома. Они живые люди, им нужно доехать до рабочего места на метро, они боятся. Им нужно отвезти гружёную фуру иногда и через границу. Они нервничают. А мы своих людей бережём.
Для сохранения рентабельности деятельности должны вырасти цены на внутреннем рынке, а они оказываются под сильным давлением текущей ситуации спроса. На сколько упадёт потребление в будущем из-за экономических последствий пандемии — остаётся только догадываться. Но уже сейчас на фоне массовой самоизоляции и карантина наблюдается снижение "проходимости" как гипермаркетов, так и магазинов шаговой доступности.
Нарушаются логистические цепочки, вводятся ограничения на экспорт/импорт определённых позиций. Например, запрет на внутренние передвижения в Китае привёл к тому, что были разорваны цепи поставок имбиря и чеснока (Китай — крупнейший экспортёр этих позиций в Россию), эти товары оказались в дефиците, а ажиотажный спрос на них привёл к кратному увеличению цен. К слову, на импорт цитрусовых из Китая действует запрет Россельхознадзора ещё с прошлого года. А сейчас вот Турция запретила экспорт лимонов, опасаясь, что из-за возросшего спроса (считается, что лимон наравне с имбирём и чесноком может помочь в борьбе с коронавирусом) их не хватит для внутреннего рынка, а с осени до весны доля турецких лимонов составляет 45% от всех поставок в Россию. В апреле начнутся поставки из Аргентины и ЮАР, но из-за дорогой логистики цена их будет выше.
Появляющиеся слухи могут как взвинтить спрос на отдельные позиции, так и полностью его обвалить. Некоторое время назад в Средней Азии стали ходить слухи, что коронавирусом можно заразиться через бананы. Из-за этих страхов азиатские страны стали отказываться от поставок, лишний объём бананов попал на российский рынок и обрушил внутренние цены. На фоне роста себестоимости это принесло российским импортёрам большие убытки.
Все эти шоки приводят к нарушению тонкого баланса между предложением и спросом на рынке и крайне негативно сказываются на конечном потребителе.
Автор — владелец ТД "АйБаРус"
Эльчин Ахмедов
, участник
Рейтинга миллиардеров
"ДП"