Сегодня в Петербурге официально стартует навигация. СПб ГБУ "Мостотрест" готово к сезону и ждет заявок от администрации Волго–Балтийского бассейна.
Как рассказали "ДП" в пресс–службе "Мостотреста", технологические разводки мостов начали проводиться с 17 марта. Всего их было более 50, последние две — в ночь с 8 на 9 апреля на Литейном и Троицком мостах. На обслуживании мостов будут заняты около 150 человек.
Однако в первую ночь навигации, с 9 на 10 апреля, мосты не разводили. Причина в отсутствии заявок на прохождение судов. В диспетчерской службе ФБУ "Администрация Волго–Балтийского бассейна внутренних водных путей" сообщили "ДП", что заявки на прохождение грузовых судов по Неве поступают за сутки. К середине дня 9 апреля их не было. При этом о каком–то ограничении или задержке потока грузоперевозок речи не идет.
В "Мостотресте" подтвердили, что ситуация штатная: в прошлом году большие грузовые суда впервые прошли под разведенными мостами в ночь с 13 на 14 апреля.
Открытие навигации пока не касается пассажирских теплоходов. В комитете по транспорту Петербурга "ДП" подтвердили, что движение по малым рекам и каналам запрещено для всех судов, кроме технических и аварийно–спасательных. Владельцы прогулочных теплоходов опасаются, что, даже если навигацию откроют в мае или июне, падение пассажиропотока может оказаться фатальным для отрасли. Заместитель директора ООО "Самсон" Сергей Судаков прогнозирует, что оно окажется 80%–ным.
"Если откроют каналы, мы хоть как–то работать сможем, — добавляет он. — Да, народу будет мало, но все–таки… Экипажи сидят на низком старте, и зарплату им приходится платить. Конечно, это “зимняя”, минимальная зарплата, но все–таки тоже траты. Плюс стоянка судов и т. д. Честно сказать, мы даже боимся подсчитывать грядущие потери".
"По факту мы сейчас никого не увольняли. Но никого и не взяли, — рассказал “ДП” исполнительный директор ООО “Нева Тревел Компани” Юрий Набатов. — Мы ведь набираем людей на сезон. Это экипажи теплоходов, персонал причалов. В межнавигационный период в компании работают 40–50 человек. К 1 апреля штатная численность увеличивается до 100–120. А на пике сезона это 200–250 человек".
По его мнению, в этом сезоне компании смогут вывести на маршруты не больше 30–40% флота. Остальные суда останутся на стоянках. Между тем стоимость суточной стоянки судна класса "Метеор" — 2700 рублей. Существенной мерой поддержки со стороны города могло бы быть снижение арендных платежей на участки набережных, где компании устанавливают причалы.
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Владимир Родионов считает, что потери крупных компаний в сфере могут достигать 15 млн рублей в месяц. И шансов на то, что водные пассажирские перевозки будут включены в перечень наиболее пострадавших от эпидемии отраслей, пока немного.
"Суда за время режима повышенной готовности не могли пройти проверку в Роспотребнадзоре или заявиться в речной регистр. А разрешения нужно возобновлять каждый год. Обычно этим занимаются перед навигацией, что сейчас невозможно. Я планирую просить, чтобы с момента снятия ограничений и выхода судов Минтранс продлил действие выданных в 2019 году документов и разрешений на срок не менее месяца–двух. Иначе в процессе работы никто не успеет оформить новые", — добавляет Владимир Родионов.