Цифровизация петербургского здравоохранения была в центре очередного круглого стола, прошедшего в редакции "Делового Петербурга".
Дмитрий Яценко, директор СПб ГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр":
Первым пунктом нашей повестки дня стоит вопрос о реализации национального проекта "Здравоохранение". Одна из его частей — региональный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ". В Санкт-Петербурге закончился первый год реализации нацпроектов. Год, на мой взгляд, прошёл успешно. Регион достиг практически всех целевых показателей, которые были обозначены в проекте. Несмотря на то что финансирование, которое просил регион, было меньше, чем требовалось, удалось достичь практически всех целей.
Немного расскажу о проекте "Создание единого цифрового контура", для краткости — ЕЦК. Он нацелен на создание цифровой инфраструктуры как в регионах, так и межрегионального уровня. Его цель — чтобы каждый медработник имел свое компьютеризированное рабочее место, оснащённое специализированной медицинской информационной системой, в которой велась бы вся документация и фиксировались все случаи оказания помощи. Все зафиксированные данные должны передаваться в региональные сегменты единой федеральной системы и в дальнейшем передаваться в единую федеральную систему в области здравоохранения. Если брать все показатели, которых мы должны достигнуть, то целью этого проекта является повышение качества и доступности оказания медицинской помощи. Что это означает? Первое — качество оказания медицинской помощи. Проект комплексный, соответственно, грамотно реализованная инфраструктура должна помочь и врачам, и пациентам при оказании медпомощи. И данные, один раз оказавшись в этой системе, должны быть доступны и врачам, и пациентам вне зависимости от того, в какую организацию последний обратился. Есть мощные медицинские центры в городах-миллионниках, где уровень в среднем выше. Если человек из глубинки или далёкого региона выяснил, что ему нужно лечиться в крупном медицинском центре, он приезжает сюда и все накопленные медицинские данные будут доступны лечащему врачу. Эта цель действительно очень важная. Проект стартовал в 2019 году и финиширует в 2024-м. Основные работы должны быть проведены до конца 2021 года.
Если мы говорим об информационной составляющей нацпроекта "Здравоохранение", то кроме создания ЕЦК существует ещё один проект — создание сети национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ). Там много организационных мероприятий, но в том числе упоминается и телемедицинская составляющая. Расскажу кратко суть. Например, в Петербурге существует центр им. Алмазова — крупный многопрофильный центр с хорошим оснащением и специалистами высокого уровня. Так как это федеральное медучреждение, оно должно оказывать помощь любому гражданину в нашей стране, независимо от того, где он живёт. Одна из идей проекта НМИЦ в том, чтобы оказывать телемедицинские консультации по всем регионам и отбирать пациентов, которые нуждаются в госпитализации в больших центрах. Таким образом, ЕЦК и НМИЦ сильно пересекаются. Если мы говорим о создании ЕЦК в рамках страны, то подразумевается, что в нём должны участвовать все медицинские организации вне зависимости от формы собственности и подчинения, и они должны обмениваться той информацией, о которой я сказал в самом начале.
На данный момент существуют технические и финансовые проблемы при подключении частных организаций к ЕЦК и к нашему региональному сегменту. За подключение государственной организации платит бюджет, но государство имеет право и спросить результат. С частных клиник государство спрашивает мало, только в рамках общего законодательства.
Сергей Чермных, заместитель директора Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга:
Дополню в той части, которая касается задач территориального фонда ОМС в рамках создания единого цифрового контура. Прежде всего это реализация дополнительных сервисов на Едином портале государственных услуг, а именно — сервиса, связанного с оформлением полиса ОМС, и сервиса, связанного с получением сведений об оказанной по ОМС медицинской помощи и её стоимости.
Для реализации данных сервисов используется информация, собираемая в рамках двух базовых информационных систем, которые создаются в сфере ОМС каждого субъекта РФ. Первая информационная система обеспечивает учёт застрахованных лиц. В Санкт-Петербурге такая система эксплуатируется в территориальном фонде централизованно начиная с 1 мая 2011 года. Это онлайновая система, с которой работают 197 пунктов выдачи полисов семи страховых медицинских организаций. Сведения о страховании поступают в регистр также из 59 офисов многофункциональных центров, которые тоже работают с информационной системой территориального фонда, учитывая выдачу полисов ОМС. Регистр застрахованных лиц в Петербурге содержит более 5,7 млн записей. Замечу, что среди них есть лица, прописанные в Ленобласти, но выбравшие Санкт-Петербург в качестве территории страхования, законодательство это позволяет, здесь ограничений нет.
Вторая система — информационная система взаиморасчётов, она включает в себя более 600 установок в медицинских организациях сферы ОМС. В ней производится учёт всех оказанных услуг по ОМС — выставленных и оплаченных счетов. В 2019 году через систему взаиморасчётов прошли сведения от медицинских организаций о 79 млн медицинских услуг, а также сведения от страховых медицинских организаций об их оплате. Это говорит о масштабе системы и о том комплексе задач, которые приходится решать, чтобы это работало.
Ресурсы данных информационных систем в сфере ОМС лежат в основе сервисов, реализованных сегодня на Едином портале государственных услуг.
Александр Солонин, генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга":
В прошлом году на форуме по информатизации здравоохранения обсуждались проблемы подключения негосударственных медицинских организаций к ЕГИСЗ. Сегодня можно констатировать, что ряд клиник — членов ассоциации уже подключились к ЕГИСЗ, тем самым проложив дорогу другим частным клиникам Санкт-Петербурга. Причём финансовые затраты на подключение значительно снизились по сравнению с первичным вариантом. Самое главное, что сейчас решаются технические проблемы по настройке медицинских информационных систем клиник для подключения. Для того чтобы негосударственный сектор более активно подключался к ЕГИСЗ, необходимо, чтобы программа цифровизации реализовывалась ускоренными темпами и заработали сервисы, полезные для клиник и для наших пациентов. В 2019 году в Санкт-Петербурге по программе ОМС было оказано 79 млн медицинских услуг, и в то же время только клиниками — членами нашей ассоциации было оказано более 25 млн услуг. Это очень большая цифра, которая показывает возрастающую роль негосударственного сектора в системе здравоохранения. Тем более что это свободный выбор пациентов, граждан Санкт-Петербурга, которые заботятся о своём здоровье и в подавляющем большинстве обращений полностью удовлетворены уровнем медицинской помощи. Поскольку это огромный массив информации о состоянии здоровья граждан Санкт-Петербурга, а цифровые технологии и телемедицина позволяют использовать эти данные для повышения эффективности и значительно сократить затраты в системе здравоохранения. Это и есть основная задача.
Александр Некипелов, генеральный директор ООО "Косметология ОстМедКонсалт":
Наш опыт работы в рамках ОМС достаточно внушительный среди частных клиник, так как мы участвуем в этой программе с 2011 года. И взяли очень важное направление — лечение детских сосудистых образований. В год мы принимаем 2,5–3 тыс. первичных пациентов. Считаю, что телемедицина перспективна и поможет многим нашим пациентам с ранней постановкой диагноза и возможностью лечения. На своём примере скажу, что мы сможем помочь многим регионам с бесплатными консультациями и дальнейшим лечением детей с сосудистыми проблемами. Мы надеемся на развитие этого направления, которое поможет многим и многим пациентам нашей большой страны.
Дмитрий Яценко:
Электронные носители есть. Но надо учитывать, что электронный носитель будет считаться документом, на который можно сослаться в любом гражданском деле. Обязательно нужна электронная цифровая подпись. Президент указал на необходимость перехода на электронный документооборот. Я уверен, что после этого процессы ускорятся и правительство разработает предложения по изменению нормативной базы, которые позволят отказаться от бумажного носителя.
Максим Матвеев, генеральный директор компании Websovet.ru:
Мы занимаемся разработкой медицинских информационных систем, в том числе и для малых клиник. У меня вопрос прикладной — как нам подключиться к ЕЦК, чтобы нашим клиникам обеспечивать передачу данных? Второй вопрос — как будет обеспечиваться контроль доступа? Кроме классических мер по защите, необходимо разграничивать доступ врачей к данным пациентов, а также фиксировать сам факт доступа. У современных медицинских информационных систем возникла также потребность в интерфейсах доступа данных для пациентов (личных кабинетах). С помощью таких личных кабинетов пациент сможет выбирать даты приёма и получать доступ к результатам исследований.
Дмитрий Яценко:
В Петербурге создана единая мультисервисная телекоммуникационная сеть, в рамках которой функционируют все государственные информационные системы. Когда мы говорим о подключении, то речь идёт о подключении к физической сети передачи данных. Это такой локальный региональный интернет, ориентированный только на работу в государственных информационных системах и органах государственной власти. Если мы говорим о подключении медицинских информационных систем к ГИСам — это бесплатно, механизм отлажен и делается всё достаточно быстро. Если возникают какие-то трудности, коллеги обращаются в МИАЦ и мы помогаем. Подключиться должна каждая клиника, существуют регламенты процедуры подключения. По вопросам авторизации: как вы знаете, доступ к медицинским данным пациента имеет право получить только врач — для оказания помощи. Причём закон предусматривает, что врач в ряде случаев имеет право получить доступ без согласия пациента — например, если он без сознания. В остальных случаях это происходит только с согласия пациента.
Важный вопрос — работа с регистрами. Сейчас на подходе регистр онкологических больных, регистр пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ещё ряд регистров. Посмотрев на то, что сейчас мы делаем пробные шаги, на данный момент в МИАЦ подали более 30 заявок главные специалисты города на создание регистров, ну и ряд новых регистров регламентированы Минздравом. Каждый врач, который будет работать с регистрами, получит возможность заносить информацию о пациентах и получать информацию о них.
Ирина Вакулова, генеральный директор ОАО "Морской Медицинский Центр":
В системе ОМС мы зарегистрированы с 2014 года, и только один раз нашей компании были выделены средства в размере около 200 тыс. рублей. Анализ распределения фондов ОМС показал, что значительную часть получают крупные частные компании, а на малый и средний бизнес средств не хватает. Хотелось бы, чтобы при распределении фондов ОМС принимали участие и представители малого бизнеса. Государственное здравоохранение должно быть примером в стратегических решениях медицины для частных медицинских центров. А также быть в курсе новых направлений территориальной программы ОМС. Вопрос, касающийся телемедицины, очень важный, особенно для районов Крайнего Севера. Безусловно, ведущую роль должны играть государственные клиники. Какая роль уготовлена частным клиникам? По каким критериям и направлениям? Существует ли единая информационная база? Как быть с психиатрическими и наркологическими диспансерами, которые до сих пор не имеют единой базы, а это так необходимо? Есть ли какие-либо тарифы? Кем они определены или утверждены? Куда будут поступать звонки и каким образом они будут распределяться? Как это всё будет осуществляться на практике?
Сергей Чермных, заместитель директора Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга:
Вопрос, который вы задаёте, относится к разделу "Определение объёмов медицинской помощи". Для частных клиник это острый вопрос, который проходит на всех совещаниях и круглых столах. Мы, как информационщики, можем просто процитировать нормы федерального законодательства, в соответствии с которым определение плановых объёмов — функция комиссии по разработке территориальной программы ОМС. В соответствии с федеральным законом 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" комиссия создаётся в каждом субъекте РФ. В комиссию на паритетной основе входят представители комитета по здравоохранению, территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, представители медицинских профессиональных организаций и профессиональных союзов. Таким образом, плановые объёмы финансирования определяются комиссией. В этом смысле формальные действия любой частной клиники заключаются в том, чтобы направить соответствующее обращение в адрес комиссии.
Что касается участия медицинских организаций в сфере ОМС, возвращаемся к букве 326-го федерального закона. Все без исключения медицинские организации — как государственные, так и частные — включаются в реестр участников ОМС в заявительном порядке. Заявления об участии подаются медицинскими организациями в территориальный фонд до 1 сентября текущего года для участия в следующем году. Такова норма федерального закона.
Ирина Вакулова:
Наша компания занимается промышленной медициной — выдачей справок и прочего. Столкнулись с тем, что нет единой базы психомедицинского освидетельствования. Мы понимаем, что каждый человек не может быть добавлен в эту базу, но мы говорим об уровне Петербурга и Ленинградской области. Психодиспансер и наркодиспансер имеют свои базы, единой нет. Получается так, что человек приносит справку и мы не можем проверить, подлинник это или нет. Отсюда все вытекающие последствия. Опытным врачам удаётся установить серьёзные заболевания, но хотелось бы, чтобы была единая база.
Дмитрий Яценко
Психиатрия — это одна из нозологий. Нужен просто ещё один регистр, соответствующий законодательству. Психиатрия в ОМС не входит, но наверняка можно уменьшить количество запросов в соответствующие организации.
Владимир Когалёнок, генеральный директор ООО "САМСОН Групп":
Вопросов по задаче интеграции с ЕЦК, которые стоят в этом году, у меня уже нет. Надеюсь, что по контрактам на выполнение работ в рамках ЕЦК будут требовать то, что в них прописано. Потому что есть опыт прошлого года, когда в контрактах прописывали одно, а спрашивали у нас несколько другое. Больше всего интересует телемедицина.
Дмитрий Яценко:
Хочу вас поблагодарить за то, что шли навстречу и помогали в реализации ЕЦК. В некоторых случаях вы нам помогали даже бескорыстно. Интеграция требовалась даже от тех медицинских организаций, которые не входили в программу ЕЦК 2019 года. Рад, что у нас есть понимание с разработчиками и фондом ОМС. По поводу изменения правил игры непосредственно во время игры — конечно, есть и с нашей стороны такие моменты, мы с ними боремся. Но изменения правил не всегда зависят от нас.
Владимир Когалёнок:
Если я правильно понял, то сценарий предполагается следующий: врач, которому требуется консультация, оформляет заявку. Как она доходит? Врач сам выбирает профиль и медицинскую организацию, где ему требуется консультация? Врач, который может проконсультировать, видит материал по пациенту и заявку и пишет своё заключение, которое возвращает отправителю. В этом суть? Весь вопрос только в объективных данных, которые позволят эту консультацию подтвердить. А если речь идёт об онлайне?
Евгения Матросова, ведущий инженер отдела развития информатизации СПб ГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр":
Как только появляется заявка — в ней указаны заказчик и исполнитель, затем активируется чат и комната ВКС, и в любой момент оба специалиста могут связаться. Есть возможность формирования расписания, где заведомо во временной слот формируется заявка в расписании специалиста, и тогда в назначенное время специалисты связываются по видео. Не требуется никакого оборудования, кроме камеры и микрофона.
Дмитрий Яценко:
Если мы говорим о подсистеме "Телемедицина", она предназначена для создания сервиса для врачей. А ЕЦК — это инфраструктурный проект, который предназначен для конкретных задач, чтобы врачи могли вносить и получать данные и передавать их на федеральный уровень. В ЕЦК требования сформированы Минздравом. В этих требованиях пока нет возможности организации ВКС. Если вы закупите за целевые деньги что-то, что не соответствует требованиям Минздрава, то это будет нецелевое использование средств.