В отличие от многих отраслей бизнеса промышленность и производство не могут перевести основную часть своего штата на удалённый режим работы: предприятия должны продолжать функционировать, чтобы производить продукцию. Но при этом в нынешних условиях им также приходится соблюдать карантинный режим безопасности, чтобы и сотрудники остались здоровы, и производство продолжалось в прежнем объёме.
Dp.ru поговорил с представителями различных производств Ленобласти и Петербурга — от микропредприятий до крупных заводов, чтобы выяснить, какие изменения в их работу внесли карантинные ограничения.
Автоматизация — залог успеха
Представители крупных производств и заводов признаются, что многое им в нынешней ситуации упростила давно налаженная автоматизация многих процессов.
Например, производитель молочной продукции Valio (имеет производственные площадки в Ленобласти, а также в Московской, Тверской и Рязанской областях) ощутил резкий всплеск роста спроса на свою продукцию в карантинный период, что, в свою очередь, потребовало увеличения объёмов производства. Как рассказали в пресс-службе Valio, повышенным вниманием пользовались такие категории, как молоко, сыры, сливочное масло.
"На собственной площадке Valio в сложившихся условиях особенно высокую нагрузку ощутили складские операции, транспорт и отдел планирования. Благодаря высокому уровню автоматизации и отлаженным производственным процессам даже в период повышенной нагрузки работа завода в Московской области была стабильна. Сейчас мы отмечаем, что спрос возвращается к стандартным показателям, соответствующим аналогичным периодам других лет. Стоит, однако, отметить, что рынок в целом нестабилен и ситуация часто меняется в достаточно короткие сроки", — добавили в компании.
Помимо этого компания повсеместно усилила меры безопасности и организовала строгий контроль состояния здоровья сотрудников, однако на количестве смен и производительности труда, по словам представителей Valio, это не сказалось: "На собственном заводе Valio с целью соблюдения социальной дистанции пересмотрен ряд рабочих процессов, определён порядок посещения мест общественного пользования, сотрудникам предоставлены дополнительные средства личной гигиены, внедрены строгие правила дополнительной дезинфекции помещений и рабочих мест. Меры носят всеобъемлющий характер и касаются практически всего, однако тщательное планирование процессов и продуманная реализация позволили внедрить их без потерь для производства", — рассказали в Valio.
Подобные меры для обеспечения безопасности сотрудников без ущерба для производства предприняли в "Филип Моррис Интернэшнл", у которых есть табачная фабрика в Ижоре.
"Деятельность наших предприятий сопровождается усилением ранее внедрённых санитарно-эпидемиологических мер по минимизации риска распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на производстве. В частности, руководство всех подразделений определило необходимый минимум сотрудников, присутствие которых критично для поддержания бизнеса и обеспечения производственного процесса, и количество сотрудников, не задействованных в производственном процессе, которые могут работать удалённо. Например, на фабрике "Филип Моррис Ижора" таких сотрудников, работающих сейчас удалённо, более 25% от общего числа. Далее — мы приостановили проекты, в которых задействованы подрядные организации, например проекты строительства и реконструкции", — рассказал dp.ru Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России.
На фабриках компании сейчас проводится ежедневный температурный контроль работников на входе, осуществляется дополнительная дезинфекция всех помещений и рабочих поверхностей на производстве и на транспорте для перемещения сотрудников: регулярная полная дезинфекция фабрики, дезинфекция перил, дверных ручек, дезинфекция с удвоенной частотой в столовой, общих поверхностей оборудования, дезинфекция салонов автобусов доставки сотрудников перед началом каждого рейса. При этом в компании полностью исключили использование сотрудниками общественного транспорта: например, для сотрудников фабрики "Филип Моррис Ижора" в Ленинградской области было увеличено число корпоративных автобусных маршрутов с двух до 13.
Также увеличено количество санитайзеров в помещениях фабрик, сотрудникам выдаются маски из расчёта одна штука на 2 часа работы, а также для дороги на работу и обратно, индивидуальные наборы СИЗ и гигиены. Индивидуальные наборы компания также доставила на дом всем сотрудникам, работающим удалённо. Производственные отделы были разделены на группы, введено обязательное использование одноразовых медицинских масок в корпоративных автобусах доставки, в которых также применяется шахматная рассадка сотрудников.
"Такой режим работы предприятий будет продолжаться в период действия ограничительных санитарно-эпидемиологических мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции. Ответственные службы предприятия регулярно осуществляют мониторинг обновлений указаний и рекомендаций Роспотребнадзора и незамедлительно применяют их", — добавил собеседник dp.ru.
Полную функциональность сохранил и пивоваренный завод "Балтика": "В текущих условиях мы организуем работу таким образом, чтобы выполнять все наши обязательства перед партнёрами и обеспечивать бесперебойное производство и поставки продукции. Наша главная забота сейчас — это здоровье и безопасность наших сотрудников. Мы следуем рекомендациям ВОЗ и властей в регионах в части здравоохранения и следим за тем, чтобы принимаемые нами меры соответствовали этим рекомендациям. Мы перевели всех, кого возможно, на удалённую работу (формат home office), отменили командировки, увеличили частоту уборок и санитарных мероприятий, закупили средства индивидуальной защиты для наших сотрудников и снабдили их рекомендациями о том, как снизить риски заражения. Особое внимание уделяется безопасности торговых представителей "Балтики", ежедневно выезжающих в точки продаж", — рассказали в пресс-службе "Балтики".
Так, прибывшие из-за границы в марте-апреле сотрудники компании соблюдают обязательный двухнедельный карантин. Работники старше 65 лет следуют всем введённым властями регионов правилам по ограничению передвижений. В "Балтике" добавили, что сейчас рано оценивать последствия распространения COVID-19 для бизнеса компании, поскольку они будут зависеть от масштаба и серьёзности вспышки заболевания.
Проблемы с поставками
Более мелкие производства Петербурга и Ленобласти отмечают, что больше всего они пострадали из-за возникших проблем с поставками и логистикой сырья. При этом все опрошенные "ДП" компании признались, что не вносили каких-либо серьёзных корректировок в свой режим работы.
Сергей Бельков, генеральный директор ООО "Северная креветка", рассказал dp.ru, что производство на их ферме организовано в режиме 24 на 7, при этом из-за особенностей производства они не могут остановить работу или перевести сотрудников на удалённый режим: "Мы выращиваем креветок в специальных бассейнах, поэтому за ними должны присматривать работники. Мы не стали вносить какие-либо изменения в режим работы сотрудников, у нас также работают в две смены — дневную и ночную. Процесс работы устроен так, что его практически невозможно остановить или как-то передвинуть. Единственный момент, который нас затронул с карантином, — логистика и поставки. Небо над Пулково сейчас фактически закрыто, а мы закупаем мальков креветок из Таиланда. Сейчас появилась возможность ввезти мальков через Москву в аэропорт Шереметьево, но для этого нужно переоформить все документы. Поэтому по этой поставке у нас будет задержка, что может сказаться на объёмах производства. Но в остальном наша жизнь и работа ни в чём не поменялись", — рассказал Бельков.
Гендиректор ООО "ЛенЭнергоСтрой" Игорь Степанов рассказал dp.ru, что фактически не замечает серьёзного влияния коронавируса и карантина на производство: "Мы не стали как-то менять режим работы предприятия, в этом просто нет нужды. Для обеспечения безопасности работников закупили маски. Карантин и вирус никак не отразились на нашей работе. Моя задача как руководителя только одна — сохранить коллектив и зарплаты работникам. Конечно, сейчас стало несколько тяжелее работать, например, скорее всего, в следующем месяце я буду вынужден выплатить только оклады без премиальных".
При этом Игорь Степанов столкнулся с одной трудностью. По его словам, Москва сейчас практически закрыта для бизнеса: "У нас был заказ, который мы должны были доставить на склад в столицу, но склад оказался закрыт. Но и здесь всё решаемо — надо лишь всё обговорить с партнёрами и клиентами. Вирус — он прежде всего в наших умах, поэтому я не паникую", — добавил собеседник.
Наконец, Ольга Завьялова, владелица микропредприятия по заготовке изделий из коры сосны, рассказала, что у мелких производств, таких как у неё, есть другие проблемы от нынешнего карантина. Ольга изготавливает древесные наполнители для кошачьих туалетов и мульчу из коры сосны, которую используют в ландшафтном дизайне и для ухода за садом. По её словам, сейчас довольно сложно предсказать, что будет со спросом на её продукцию, потому что она производит сезонный товар, который покупают в основном дачники. Всё зависит от того, поедут ли в мае горожане за город обустраивать свои дачи или же останутся дома пережидать карантин.
"У меня микропредприятие, поэтому сотрудников сейчас у меня нет. Не так давно я наняла работника, но из-за кризисной ситуации он решил уйти в другую область. Конечно же, ситуация с карантином оказала влияние на мой бизнес, есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные состоят в том, что я не несу никаких зарплатных обязательств перед сотрудниками, которых у меня нет. При текущем кризисе это было бы затруднительно. Отрицательный момент состоит в том, что работаю и продвигаю бизнес я одна. Мои трое детей сейчас находятся на дистанционном обучении, поэтому весь день я помогаю им с учёбой. И только вечером я могу вернуться непосредственно к своему бизнесу, поэтому нагрузка сейчас сильно увеличилась", — поделилась она.