Нефтяной рынок пережил беспрецедентный шторм. Впервые в мировой истории цена черного золота стала отрицательной. Баррель западнотехасской смеси WTI в моменте упал ниже –$40.
Обвал случился не только в далеком Техасе, отрицательные значения приняли майские фьючерсы и на Urals. Рикошетом нефтяной шок бьет по экономике Петербурга. Однако власть и экспертное сообщество оценивают силу этих ударов по–разному.
Смольный провозглашает спокойную позицию. Глава комитета финансовАлексей Корабельников напомнил "ДП", что в городе "есть несколько консолидированных групп налогоплательщиков, которые относятся к нефтегазовому сектору. Конъюнктура на этом рынке влияет на бизнес этих компаний, а через налоговые платежи это влияет на городской бюджет. Но не могу сказать, что в городе доля нефтегазового сектора значительная. Бюджет от этой отрасли экономики получает до 5%. Поэтому турбулентности для бюджета являются условно нейтральными".
"Сегодня основные налоги платятся по месту основного производства, а не по месту регистрации. “Газпром нефть”, конечно, зарегистрирована в Петербурге, но производство — в других местах. Поэтому городской бюджет не пострадает. Кроме того, я думаю, что это краткосрочный период. И связан скорее с элементами спекуляции на бирже и отсутствием хранилищ для размещения излишков нефти", — полагает президент НИУ ВШЭ в ПетербургеАлександр Ходачек.
Читайте также:
Биржевая сводка
Нефть нанесла неожиданный удар
С такой оптимистичной оценкой солидарна и профессор кафедры экономики СПбГЭУ Елена Ткаченко: "Из реального бизнеса вряд ли кто–то серьезно пострадает непосредственно из–за обвала нефтяных цен, потому что это игры, которые затрагивают экономику только через национальную валюту. Проблемы будут у тех, кто до сих пор завязан на импорт. С другой стороны, компании–экспортеры свои позиции укрепляют".
Алармисты нашлись среди аналитиков, опрошенных "ДП".
"У российских нефтяников сократятся инвестпрограммы, а это приведет к резкому падению заказов у городских промпредприятий. Зримо пострадает и автопром, потому что доходы населения неизбежно снизятся и упадет спрос на автомобили. Одновременно упадут поступления в городской бюджет от нефтегазовых компаний", — прогнозирует начальник аналитического отдела ИК ЛМСДмитрий Кумановский.
"В Петербурге много компаний, которые занимаются ВЭД. НДС, таможенные пошлины — это федеральные доходы. Но через налог на прибыль и НДФЛ сложности этих компаний скажутся на городском бюджете. Проблемы проявятся не сегодня завтра, но они точно будут. Кроме того, потери понесет федеральный бюджет, что скажется косвенно и на городском", — напоминает заведующая кафедрой финансов СПбГЭУ Наталия Иванова.
"Для города проблема волатильности нефтяных цен существует, но она не самая серьезная. И нефть, и газ имеют куда большее значение для Ленобласти. Проблема в другом — нестабильность нефтяных цен неизбежно снизит инвестиции в транспортно–логистический комплекс, строительство обходов. То есть именно в те вещи, которые крайне важны для каждого жителя", — подытожил дискуссию главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич.