Пандемия COVID-19 и жизнь на паузе в ЕС, США и Великобритании уже разорила сотни СМИ по обе стороны океана. Правительства стран начинают кампанию по спасению того, что спасти ещё можно.
Великобритания
"Есть десятилетия, когда ничего не происходит; и бывают недели, когда происходят десятилетия", — эту цитату Владимира Ильича Ленина британское Би-би-си сделало вступлением к своей редакционной колонке о положении печатных СМИ во времена пандемии коронавируса. А происходит, по словам редактора Би-би-си по вопросам СМИ Амола Раджана, настоящая и полноценная катастрофа.
То, что медленно длилось годами, сегодня происходит за дни. Постепенная потеря печатными изданиями рынка должна была растянуться на десятилетия, а отрасль — трансформироваться в пусть узкую, но элитарную. Для широкого потребителя часть продукта за это время издатели собирались постепенно перевести в интернет. Бизнес адаптировали медленно, никто не ожидал разрушения в одно мгновение.
Печатные издания зависят от типографий, дистрибьюторов, развозящих копии по всем точкам, открытых магазинов и киосков. Локдаун разрушил каждую из этих цепочек и мгновенно уничтожил десятки СМИ. Особенно это коснулось региональных изданий.
Контрольным выстрелом стало падение рекламного рынка. "Во время любого экономического спада реклама — это одна из первых вещей, которая рассматривается как лишние расходы, — пишет редактор Би-би-си. — Поскольку распространение уничтожено, основной источник доходов не просто провис, он заморожен. Но фиксированные расходы, такие как арендная плата и персонал, всё ещё должны оплачиваться. Из-за этой пандемии многие издательства неизбежно обанкротятся. Некоторые уже".
Раджан приводит целый список печатных СМИ, которые перестали существовать в первые недели локдауна. Какие-то объединились, другие сегодня открыто просят пожертвований у читателей, большинство сократили штат, урезали зарплату, сократили выпуск или объявили о трёхмесячном перерыве.
The Guardian, Telegraph, Financial Times, Daily Mail, Sunday Times, The Sun… Остановленная из-за карантина жизнь не пощадила никого, хотя именно у этих гигантских империй был подкожный жир, который позволяет сейчас хотя бы не исчезнуть.
Даже самое большое печатное СМИ страны — бесплатное Metro — сократило свой ежедневный тираж с 1,5 млн экземпляров до 400–500 тыс. "Две трети ежедневной аудитории исчезли в одно мгновение", — продолжает редактор Би-би-си.
Но самыми уязвимыми оказались небольшие региональные игроки. Многие не вышли впервые за столетие. Например, County Down Spectator, которая в Северной Ирландии не поступила в печать впервые за 116 лет.
Сейчас все выжившие спешно стараются развивать платную подписку в интернете и приучить читателя, что за статьи и там тоже надо платить. COVID-19 ускорил инновации.
"Злая ирония: самое большое событие за всю жизнь убивает индустрию, которая существует, чтобы сообщать об этом событии, — пишет The Guardian. — Газетная бумага, трансляция новостей чернилами может не оправиться от заражения, что в конечном итоге можно рассматривать как трансформационный момент для 380-летней истории британских газет".
Автор публикации считает, что внезапная смерть печатных СМИ — это по большому счёту логичный итог длительной агонии, когда собственники не решались на смелые изменения в пользу электронных платформ, не верили в возможность столь резкого падения рекламы и тратились на дорогие и ненужные офисы, когда основную аудиторию часто приносили авторы, работающие на удалении.
"В середине марта мудрый историк Питер Хеннеси придал эпохальное значение пандемии, когда в интервью Radio 4 Би-би-си сказал, что будущие историки разделят наше время на BC и AC: до короны и после короны (игра слов: "до Рождества Христова" и "после Рождества Христова" в английском языке обозначаются аббревиатурами BC и AC, как и Before Corona и After Corona. — Ред.)", — добавляет The Guardian.
США
Это примеры только из Великобритании, но, по сути, та же картина наблюдается и в ЕС, и в США. Разве что последствия кризиса в глянце можно будет наблюдать только к сентябрю. Майские номера, словно пир во время чумы, всё ещё будут блистательны. Их готовили до коронавируса, пишет американское издание WWD, которое специализируется на моде, индустрии красоты и досуге.
Помимо ограниченного количества точек продаж, другой удар по печатным СМИ нанесли фобии населения. По данным Forbes, 70% жителей США боятся брать в руки печатную продукцию из-за страха подхватить COVID-19. "Результаты этого опроса показывают, что распространение коронавируса заставляет потребителей нервничать при физическом контакте с корреспонденцией и другими предметами доставки", — утверждает Пол Дехарт, генеральный директор компании BlueToad, которая и провела социологическое исследование.
"Возглавляющий лабораторию Гарвардского университета Nieman Lab Джошуа Бентон прогнозирует, что 2020 год будет худшим в истории печатных СМИ США", — пишет The Guardian.
Что тут говорить, даже Playboy прекратил выпуск печатной версии. Журнал просуществовал 66 лет, а последний номер вышел в марте.
BuzzFeed сокращает своим сотрудникам заработную плату, а Tampa Bay Times сокращает объём печати, пишет американский ежемесячный журнал о поп-культуре и моде Vanity Fair. "Коронавирус убивает местные новости", — это один из заголовков, а уже упомянутый BuzzFeed назвал пандемию причиной "вымирания СМИ". Сотрудники USA Today, Des Moines Register, Arizona Republic уже получили уведомления кто об увольнении, кто о сокращении зарплат.
Пока в США хорошо себя чувствуют только те, кто ещё 5–10 лет назад начал активно развивать платную подписку в интернете. New York Times, The Atlantic, Wall Street Journal, Washington Post, New Yorker и некоторые другие первопроходцы платного контента сегодня собирают урожай, хотя ещё недавно их модели яростно критиковали, уверяя, что читатель не будет платить деньги за статьи в интернете, когда рядом так много бесплатного "чтива". Только у New York Times сегодня 5 млн платных подписчиков, а с началом пандемии подписка стала расти. Это позволило изданию начать кампанию с солидными скидками. Но это единицы.
"Вымойте руки. Не трогайте лицо. Купите подписку на вашу местную газету", — такие три главные правила жизни во время кризиса COVID-19 предлагает The Atlantic. "Достоверная, точная и местная информация теперь является вопросом жизни и смерти. Сохранение новостных источников должно быть частью правительственной и благотворительной реакции на пандемию", — уверено издание. Неизбежный пустынный новостной ландшафт, если власти не вмешаются, — ещё одна катастрофа, которая ударит по США не меньше самой пандемии.
"Местные СМИ сжимаются или закрываются, когда общественность нуждается в них больше всего", — пишет The Atlantic.
В США не стесняются говорить о необходимости прямого спасения СМИ государством. Обозреватель Washington Post Маргарет Салливан в помощь отрасли предложила направить стимулирующие средства. "Эксперты новостной индустрии годами предсказывали, что рецессия во время серьёзного экономического спада нанесёт смертельный удар по этим и без того проблемным предприятиям", — пишет Салливан.
Одну из идей предложил руководитель Free Press Крейг Аарон: внедрить стимулирующий пакет, который бы удвоил федеральные средства для государственных средств массовой информации, обеспечил прямую поддержку для финансирования местных новостей и создал "Фонд первой поправки". В первой поправке к Конституции США, кроме прочего, конгрессу США запрещается посягать на свободу слова и свободу прессы. Отсутствие поддержки в критический момент и есть это самое посягательство.
Другой шаг — предложить правительству "направить в местные СМИ $500 млн на рекламу общественного здравоохранения".
"Правительство уже тратит около $1 млрд на рекламу общественных услуг. На продвижение призыва в армию и переписи населения. Ещё один миллиард необходимо направить на трансляцию точной информации по вопросам здравоохранения", — пишет The Atlantic, в котором уверены, что это никакая не покупка СМИ государством, а всего лишь эффективный способ донесения информации, который одновременно и станет спасительным кругом для изданий.
Пока государство рассматривает возможные модели по спасению СМИ, с прямой поддержкой подключился крупный бизнес. Facebook ещё до пандемии выделил на это $300 млн. С началом коронавирусной эры корпорация добавила дополнительные $100 млн.
"Ответственность за помощь местным СМИ лежит не только на правительстве. Национальные и общественные фонды, а также частные благотворители уже создают специальные программы по борьбе с кризисом", — пишет The Atlantic, призывая поддержать издания через гранты.
Евросоюз
Пандемия коронавируса нанесла двойной удар по журналистике: репортёры ограничены в возможностях сбора информации из-за локдауна, а рекламные доходы стремительно падают, пишет EUobserver. Во всех странах ЕС без исключения повальное сокращение сотрудников СМИ, повсеместно "режут" зарплаты. "Для журналистов всё будет очень сложно", — сказал изданию адвокат Комитета по защите журналистов в Брюсселе Том Гибсон, добавляя, что при этом роль СМИ в предоставлении надёжной и качественной информации в борьбе с пандемией станет решающей.
Первые в ЕС с открытой поддержкой выступили власти Дании, которые сформировали пакет помощи в размере 24 млн евро. "Эта схема поможет компенсировать потери доходов от рекламы", — говорит министр культуры Дании Джой Могенсен.
Так или иначе поддержку местным СМИ оказывают во всех странах Евросоюза. Где-то это замаскировано через гранты об информировании про коронавирус, где-то покупкой прямой рекламы даже без объявления конкурсов, как это произошло, например, в Литве. Перед католической Пасхой, когда власти приняли решение закрыть въезды и выезды во все города, массированная агитация населения через СМИ не покидать свои дома и соблюдать самоизоляцию была платной закупкой, а правительство в итоге даже отказалось раскрывать, во сколько такая реклама обошлась бюджету. Прямо сказали: это ради помощи, о превращении страны в полувоенный лагерь все и так написали бы бесплатно.
Сразу несколько десятков депутатов Европарламента, издателей и медиаэкспертов в начале апреля обратились к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с просьбой о выделении средств для спасения СМИ. Среди подписавшихся — руководство Profil (Австрия), Gazeta Wyborcza (Польша), Class Editori (Италия), European Business Press, Bill and Melinda Gates Foundation и множество других СМИ и организаций.
"Нынешняя пандемия коронавируса влияет на нашу демократическую инфраструктуру. Будут ли СМИ спасены, как банки?" — спрашивают в письме представители отрасли. Текст письма цитирует Euractiv. "СМИ остаются опорой демократии и доверия до тех пор, пока они могут функционировать должным образом. (…) Если независимые СМИ исчезнут, фейк-ньюз — точно нет, что сделает коронавирус "инфодемическим". Общественные вещатели играют важную роль, но нужны голоса частного сектора. Особенно во времена ограниченных свобод. (…) Разрешать прямую помощь — это хорошо, поощрять других — это хорошо, но подавать пример — ещё лучше", — написано в обращении, в котором официальный Брюссель просят включиться в кампанию по спасению европейского медиапространства.