Количество работающих в онлайне малых и средних компаний за последние 2 недели увеличилось в несколько раз.
На маркетплейсах AliExpress и Tmall число российских продавцов за прошлый год выросло в 100 раз и достигло 10 тыс. "К концу марта их стало больше еще на 20%, и это явно не предел", — говорит Павел Мясоедов, директор и партнер компании "Интеллектуальный резерв".
В 2018–2019 годах количество российских экспортеров, продающих продукцию за рубеж через площадку eBay, увеличилось на 14% и превысило 30 тыс. Генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов говорит, что такому росту способствует программа продвижения региональных экспортных проектов ("Регионы экспорта"), а также создание еBay логистической инфраструктуры для розничных онлайн–экспортеров.
С интернет–агрегаторами работают не только крупные компании, но и индивидуальные предприниматели. Например, у Ozon около 10 тыс. поставщиков, из них 3,5 тыс. появились за последние 2 месяца.
"Уход в онлайн на фоне карантина предоставляет шанс минимизировать потери торговых предприятий. С другой стороны, для маркетплейсов такая ситуация позволяет увеличить количество поставщиков и расширить ассортимент. Поэтому они уже задумываются о снижении размера комиссии. Но пока данные о скидках не раскрываются", — сообщил Мясоедов.
В Wildberries отмечают, что онлайн–площадка упростила регистрацию для предпринимателей. "Будущему партнеру нужно заполнить всего две страницы в его личном кабинете. При подключенном электронном документообороте и наличии электронной цифровой подписи поставщик без лишних согласований получает договор о сотрудничестве с нами", — сообщил представитель агрегатора.
В марте к платформе подключились 2 тыс. представителей малого и среднего бизнеса. А в апреле Wildberries в партнерстве с банком "Открытие" объявил о том, что разработан сервис экспресс–кредитования поставщиков на специальных условиях.
Онлайн–рестораны
Рост числа партнеров зафиксировали и агрегаторы доставки готовой еды. Delivery Club отменил комиссию за подключение к сервису. "Яндекс.Еда" также не берет с рестораторов комиссию, если те доставляют заказы с помощью своей курьерской службы. В компании сообщают, что количество заявок от заведений общепита выросло в 6 раз.
Управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис также отмечает рост запросов от предприятий малого бизнеса.
"За неделю к нам поступило столько обращений, сколько было за последние полгода", — уточнил он.
Кунис отмечает, что компания работает только с федеральными сетями, у которых много магазинов в разных городах, широкий ассортимент и большой средний чек.
"Малому бизнесу на время карантина мы предлагаем обеспечить работой их сотрудников. iGooods может дать им рабочие места, если их основные работодатели будут вынуждены отправить персонал в отпуск или сократить", — добавляет Кунис.
Впрочем, доставка заведениям общепита обеспечивает лишь 15% от их обычного оборота.
Бизнес по объявлению
С малым и средним бизнесом в нынешнее время сотрудничают и агрегаторы частных объявлений. Примерно 2 млн пользователей используют "Авито" для продвижения своих товаров и услуг. Как рассказали "ДП" в компании, с помощью этой платформы "бизнес может решать целый комплекс задач: продвигать товары и услуги, искать сотрудников и подрядчиков, арендовать офисные и складские помещения. Платформа позволяет закрывать потребности с минимальным бюджетом. Например, мастерская “Мир гуслей” с первого дня существования продает свои музыкальные инструменты таким образом".
Сервис размещения объявлений JCat также предлагает услуги бизнесу, например по поиску сотрудников. Агрегатор размещает вакансии на сайтах, в группах в соцсетях и телеграм–каналах. Для компаний, которые работают на рынке недвижимости, предлагаются сервисы по продаже или сдаче в аренду площадей.
"В каких–то сферах количество частных предпринимателей растет, а в каких–то, наоборот, падает почти до нуля, — отмечает представитель JCat. — Сейчас мы перестраиваем продукты под текущие запросы рынка".