Переживёт ли пандемию частная медицина?

Сегодня медицинские работники из государственных медучреждений фактически находятся на передовой: мы постоянно слышим, насколько там непростая ситуация из–за коронавируса. А как сегодня себя чувствуют частные клиники? Об этом "ДП" поговорил с Сергеем Скородумовым, директором медицинского центра "Энерго".

Какова сейчас объективная ситуация на рынке частных медицинских услуг?
— Ситуация на рынке медицинских услуг, мягко говоря, невесёлая, в том числе и в частных клиниках. Как мы знаем, эпидемия у нас официально не была объявлена, и чрезвычайная ситуация тоже. Тем не менее есть постановление правительства РФ, а также распоряжение главного санитарного врача по Санкт-Петербургу, в результате чего сегодня плановое посещение пациентами медицинских учреждений под запретом. И часть государственных клиник, поликлиник и других медучреждений ограничивают поток пациентов вплоть до отказа людям в плановой медицинской помощи. Им не дают направления на обследование в частных медицинских клиниках.
Одним коронавирусом всё в здравоохранении не ограничивается. Мы с вами живём в Петербурге и постоянно переживаем различного рода вирусы, в том числе и сезонные. Сейчас наблюдаются весенние ОРВИ, ОРЗ, гриппы, сезонная аллергия. Никуда не делись и всевозможные обострения хронических заболеваний: и кардиологические патологии, и проблемы с позвоночником — много всего можно перечислить. До принятых ограничений и самоизоляции наши амбулаторные врачи были загружены практически на 100%, а сейчас многие потенциально ориентированные на частную клинику пациенты к нам не попадают.
Мы работаем с 2011 года. С 2013 года — в системе ОМС, каждый год оказываем огромному количеству пациентов помощь в исследовании на суперсовременных томографах, включая уникальный 128–срезовый КТ, позволяющий до мельчайших подробностей увидеть любой исследуемый орган, а также МРТ последнего поколения. У нас три специализированных центра высокотехнологичной диагностики с томографами, много аппаратов УЗИ, в том числе экспертного класса. А сейчас по полисам ОМС поток пациентов сильно упал. Это касается в том числе и онкологических больных, которым КТ необходимо делать в перерывах между курсами химиотерапии.
Поток пациентов начал падать в марте, а в апреле стремится к нулю. Однако, если помощь не оказывается своевременно, некоторые проблемы здоровья могут усугубляться, обостряются хронические заболевания. Кроме того, надо иметь в виду: снижение объёмов плановой медпомощи сегодня наверняка в недалёкой перспективе приведёт к перегрузке в работе медицинских организаций.
Возьмите проблему всем известной гипертонии. Многие гипертоники испытывают большой дискомфорт в весенний период. Показатели нестабильны: сегодня — 120 на 80, завтра — 160 на 100, послезавтра — 220 и выше, а там, глядишь, можно проглядеть инфаркт или инсульт.
Если люди вовремя не попадают на приём к врачу, на обследование, болезнь часто переходит в запущенную фазу. Приходится вызывать скорую помощь, и если врачи заподозрят что-то серьёзное, то доставят в больницу. Там неизбежно обследование, включая тест на коронавирус. И даже если коронавирус не обнаружат, то риск его подхватить при контакте с другими больными возрастает. Так в том числе растёт статистика заболеваний.
Какая-либо государственная поддержка коммерческой медицине оказывается?
— Частные клиники не включены в перечень так называемых пострадавших организаций, понёсших финансовые и материальные потери от введения режима самоизоляции. Через нашу Ассоциацию частных клиник входящие в неё медицинские организации направили письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложением снять ограничения на посещение клиник и включить частные медицинские организации в перечень структур, которые поддержит государство. Пока ответа нет, но, честно говоря, особого оптимизма в решении этого вопроса мы не испытываем.
Можно ли сказать, что эта ситуация приведёт не только к экономическому урону для клиник, но и в результате ударит по здоровью населения?
— Могу высказать личное мнение, хотя, уверен, его разделяют многие коллеги. Коронавирус когда-то отступит, но сегодняшняя ситуация приведёт к всплеску других заболеваний. Когда стационары будут освобождены от заражённых коронавирусом, мы неминуемо получим из-за несвоевременного обследования других пациентов всплеск сердечно-сосудистых, неврологических и ряда других заболеваний, которым вовремя не уделили должного внимания.
Считаете, что сейчас можно было бы это предотвратить?
— Необходимо чёткое разграничение потоков пациентов между частными и государственными медицинскими клиниками. Частные клиники могут принимать пациентов, которым надо пройти текущее обследование, сдать анализы. Необходимо организовать в поликлиниках выдачу направлений жителям в частные клиники.
Мы послали письмо директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Александру Кужелю с просьбой увеличить на этот период квоты ОМС на КТ, которых клинике выделяют крайне недостаточно. На весь 2020 год нам было выделено квот на 19 млн рублей для оказания населению качественных услуг КТ и МРТ. На 17 апреля мы предоставили таких услуг уже на 67 млн рублей, обследовали 9,5 тыс. человек. В 2019 году было выделено квот на 17,5 млн, а мы провели обследования на 180,5 млн рублей, приняли 24,5 тыс. человек.
То есть получается, что вам выделяют одну сумму — на определённое количество исследований, а направляют в разы больше людей?
— Деньги выделяются территориальным отделением Фонда на год. Несмотря на наши заявки — а мы их подаём, учитывая потребности предыдущих лет, — наши предложения по объёмам игнорируют. Выделяют квоты по собственному усмотрению, руководствуясь рекомендациями Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Санкт–Петербурге. Направления же на местах выдаёт пациентам не ТФОМС, а медучреждения — поликлиники, онкологические диспансеры и т. д. Именно они основываются на реальных потребностях населения и дают направления тем, кому они реально, по их оценкам, требуются. В обычной ситуации больные к нам стекаются со всего города, причём 25–30% — это пациенты с онкологией, которых надо оперативно обследовать.
Сейчас запреты и ограничения ведут к тому, что деньги у частных клиник заканчиваются: это организации, которые зарабатывают с оборота оказываемых услуг. Есть штат врачей, которым необходимо платить заработную плату, есть затраты, которые мы, хочешь или не хочешь, несём. И оплачивать их надо сейчас. Арендную плату с нас требуют полную и своевременно. И электричество, и воду — все коммунальные платежи приходится выплачивать. А аппараты МРТ нельзя выключать, как обычный бытовой прибор, они всегда работают на холостом ходу, потому что в них используется гелий.
Поскольку вы серьёзно превышаете плановые объёмы выделяемых квот по линии ОМС, то есть берёте на себя большие затраты, эти проблемы ощущаются особенно остро?
— Действительно, средства за услуги, оказанные сверх квот ОМС, приходится возвращать с большой задержкой, через суды уже со страховыми компаниями. Процессы эти мы всегда выигрываем, но деньги к нам возвращаются в оборот через год-полтора. Сейчас судебные органы тоже не работают из-за изоляции по коронавирусу. И когда суды смогут рассмотреть соответствующие иски по взысканию задолженностей по итогам 2019 года — пока непонятно… Что касается позиции ТФОМС, то она, по нашему мнению, абсолютно неконструктивна. В этом мы уже не раз убеждались: навстречу нам не идут, увеличивать квоты не хотят. Сейчас в стране каждый компьютерный томограф, позволяющий своевременно диагностировать лёгочные патологии, в том числе вызванные коронавирусом, на счету. У нас три таких современных аппарата, которые могут принести большую пользу людям, уберечь их здоровье.
А сможет ли государственный сектор закрыть потребности населения, если частные клиники перестанут работать и пациенты, ранее лечившиеся в частных клиниках, пойдут в госучреждения?
— Будет коллапс, катастрофа. Амбулаторные поликлиники с такими нагрузками не справятся. Правда, это прежде всего относится к таким мегаполисам, как Москва, Петербург, другие крупные города. Если все из частных клиник пойдут в госсектор, то он не сможет оказать медицинские услуги своевременно, задержки будут исчисляться месяцами, а то и годами. И в обычное время поликлиники не могут своевременно всем нуждающимся оказать услуги, а в случае закрытия частных клиник не справятся никак. Важно не допустить банкротства и даже приостановки деятельности коммерческих клиник, иначе потом просто некуда будет идти. Это очень важная задача для государства.
У нас только через одно амбулаторное отделение прошло в прошлом году более 40 тыс. человек. И куда они пойдут лечиться, если отделения не станет, — большой вопрос.
Кстати, частные клиники несмотря на то, что ситуация развивается стремительно, не поднимают цены на свои услуги. Наоборот, мы дополнительно направляем деньги на средства индивидуальной защиты, а это в условиях спекулятивного роста цен на такие изделия весьма затратная статья расходов. В целом в клинике делается всё, чтобы пациент пришёл к нам с минимальным риском для себя подхватить вирус.
Известно, что государственная медицина сейчас перегружена. Каким-либо образом частные клиники могут помочь в борьбе с коронавирусом?
— Безусловно! Для этого очень важно сортировать больных. Разделять — кто с коронавирусом и подтверждением его тестами, а кто нет. Государственные больницы заполнены пациентами с пневмонией, и там пытаются оказать услуги КТ и МРТ. Но то же ОРВИ может перейти в пневмонию при несвоевременном обращении к врачу. Человек должен прийти к нам на приём к врачу, оперативно диагностироваться, получить результат и назначение — даже обычную пневмонию можно лечить дома. Очень важно уже при первом обращении в клинику сделать КТ грудной клетки: в совокупности с тестом это позволит получить более полную картину течения болезни на начальном этапе. Частные медучреждения могут всё это обеспечить, особенно если они обладают высокотехнологичным оборудованием, в частности компьютерными томографами. Тем самым можно разгрузить госсектор медицины. Тогда многие люди не будут попадать в стационары, где могут заразиться коронавирусом. А сами стационары сосредоточатся на лечении больных со средней и тяжёлой формами заболевания. Важно, чтобы все медицинские учреждения — и в городе, и в стране — действовали слаженно, единым фронтом — во имя здоровья каждого пациента.