Пока истинные любители футбола наслаждаются первенством Белоруссии, в других странах делают всё, чтобы дать новый старт сезонам и спасти футбольный бизнес в его привычном виде. Все понимают: чем дольше не будет футбола, тем ниже станет его общая капитализация. Современный футбол очень зависит от телевизионных денег. В Голландии после заявления премьера страны Марка Рютте о том, что футбол в стране не вернется ни в каком виде до 1 сентября, особо сопротивляться не стали. Конечно, пострадавшие клубы, лишившиеся возможности выиграть титул чемпиона или обладателя кубка, а также те, кто не сможет подняться выше дивизионом, очень переживают, но общая реакция спокойная.
Объяснение крайне простое: канал Fox Sports, осуществляющий трансляции на территории Нидерландов, уже осуществил последний транш за этот сезон, выплатив 25 млн евро.
Принципиально иная ситуация в Англии, где и ставки заметно весомее. Если сезон местной Премьер–лиги не будет завершен, то она должна будет компенсировать убытки местным и зарубежным каналам — на сумму почти 1 млрд фунтов.
Естественно, дальше, как в "эффекте домино", начнется обвал, который приведет к заметному снижению трансферной активности. Сейчас вообще крайне сложно прогнозировать, какие сроки будут у трансферных окон в большинстве стран, потому что все графики на данный момент — не более чем проекты.
Тем не менее прогнозы довольно пессимистичны. Например, CIES Football Observatory, организация, которая занимается анализом чисел в футболе, предрекает общее падение трансферной активности в Европе на 28%. Скорее всего, начнут снижаться цены на молодых игроков, имеющих огромную перспективу, но неподтвержденный уровень, потому что большинству придется сконцентрироваться на краткосрочной перспективе, а не на высокомаржинальных, но одновременно с тем и высокорисковых вложениях. К тому же если еще полгода назад бельгийские, португальские, голландские клубы комфортно чувствовали себя, "перерабатывая" юных игроков и создавая на их подготовке высокую прибавочную стоимость, то теперь и у них самих будет меньше оборотных средств, и число клубов–потребителей станет более ограниченным.
Футбол выглядел идеальным растущим рынком и постепенно трансформировался из спорта в шоу–бизнес, но общемировая рецессия всего за несколько месяцев вскрыла его уязвимые стороны.
Как это обычно и происходит, слабыми звеньями по большей части становятся маленькие и средние клубы. Уже обанкротились бельгийский "Локерен" и словацкая "Жилина". Гранды находятся в более выгодной позиции: хотя в абсолютном смысле слова они станут беднее, но в относительном — богаче. Как магнит, они будут аккумулировать еще больше средств у себя, вытягивая их из уменьшающегося общего пирога, а значит, их влияние станет еще выше.
На фоне всеобщего обеднения, переходящего в обнищание, тем, чье положение заметно лучше других, удобно собирать активы по бросовым ценам.
Поэтому переживать за "Манчестер Сити" или ПСЖ пока рано: их позиции могут заколебаться только в случае настоящей футбольной депрессии, когда шейхи начнут выводить средства из игры в реальную сферу.
Автор — Дмитрий Нечипоренко, футбольный селекционер