Неоплаченные поставки и обвал заказов — с такими проблемами столкнулся рынок автогрузоперевозок. Очереди на границах тревожат транспортников значительно меньше.
Кризис, вызванный противоэпидемическими ограничениями, сказался на грузоперевозках автомобильным транспортом, обострив прежние проблемы. Согласно опросу, проведенному биржей грузоперевозок ATI.SU (объединяет более 200 тысяч пользователей), почти половина российских перевозчиков с трудом находит заказы, каждый третий бизнесмен сталкивается с несвоевременной оплатой услуг, а 16% предпринимателей и вовсе потеряли клиентов.
Сложности с пересечением границы и въездом в крупные города указали 4% респондентов. И лишь 1% проблем в ведении бизнеса не почувствовал. Всего в голосовании, в котором можно было отметить несколько вариантов, участвовали около 1000 представителей отрасли.
И до пандемии на внутреннем рынке грузоперевозок предложение превышало спрос, подчеркивает управляющий ATI.SU Святослав Вильде. Однако ставки оставались стабильными, поскольку это уравновешивалось расходами на "Платон" и ростом цен на топливо. Фактор коронавируса, как показывает опрос, вмешался в этот баланс.
"Проблема несвоевременной оплаты заказов была актуальной всегда. Однако в спокойные времена заказчики беспокоились о репутации, и это в большинстве случаев позволяло довольно быстро разрешать конфликтные ситуации. Теперь, как мы опасаемся, в условиях повышенной нестабильности вопросы репутации могут отойти на второй план. Беспокойство вызывает еще и то, что перевозчики из–за безвыходной ситуации и сами могут начать пренебрегать вопросами безопасности в части проверки контрагентов. Из–за этого они чаще будут попадать в лапы мошенников. Как следствие — некоторые перевозчики пострадают еще больше", — говорит Святослав Вильде.
Свое исследование рынка провела и ассоциация "Совет профессионалов по цепям поставок", которая в том числе работает с поставщиками ретейл–сетей. Многие из интервьюируемых отметили всплеск спроса на товары первой необходимости. Это спровоцировало простои транспорта из–за неспособности распределительных центров справиться с выросшим объемом отгрузок. "Как грузовладельцы мы пока не испытываем проблем. Но общий объем грузоперевозок значительно снизился. Видим, что транспортные компании несут большие финансовые потери. Считаем, что выживут только средние и крупные игроки", — рассказал один из предпринимателей.
Директор по развитию Free Lines Company Алексей Наджар отмечает, что падение объема грузоперевозок является почти двукратным. "Представители FTL–перевозок (речь о больших партиях груза, способных заполнить всю машину) по России оценивают падение на уровне 40%. Компании, у которых преобладают в структуре перевозки LTL (когда автомобиль доставляет грузы от нескольких отправителей нескольким получателям), говорят о падении этого сегмента внутри России в среднем на 40–50%. По международным перевозкам пока нет ясности. Думаю, предварительно падение может составлять от 30 до 40%. На международном направлении предоплаты осуществлялись в феврале–марте, и, соответственно, в апреле компании вывозили–привозили предоплаченные грузы", — говорит Алексей Наджар.