Сезонные сельско-хозяйственные работы в это время в странах Евросоюза всегда были уделом дешёвой иностранной рабочей силы. Сегодня гастарбайтеров не осталось. Пандемия коронавируса и карантин поставили вопрос ребром: либо на поля выйдите сами, либо всё сгниёт.
Время бедняков
«Требуются работники на хозяйство. Женщины или семейные пары на сбор клубники во Франции. Есть возможность как собирать, так и маркировать на складе. Ничего носить не нужно, ездит маленькая погрузочная машина! Рабочий график с 7:00 - 18:00, возможно дополнительное время», — это типичное объявление, с призывом приехать на сезонную работу гастарбайтерам не только с Украины, которая в последние годы была одним из главных доноров европейского сельского хозяйства, но и к бедным членам ЕС: прибалтам, полякам, венграм и румынам.
И не только во Франции, и не только на сборе клубники. Гастарбайтеров в это время радушно ждала Германия, Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания и целый ряд других стран.
Работа на фермерских хозяйствах, сбор ягод и овощей, работа в теплицах… От малины, до редисок и оливок. От тюльпанов, до винограда. Работа на износ, но при вполне достойных условиях. Для многих жителей бедных стран это являлось основным доходом, который кормил весь следующий год.
Коронавирус и закрытость Евросоюза в один момент перечеркнул сложившуюся практику.
Французы вышли на поля
Около 300 тыс. французов к концу апреля изъявили желание помочь пострадавшему от коронавируса сельскому хозяйству страны. Все они к тому моменту уже были безработными, а на полях как раз образовался острый дефицит рабочей силы. Гастарбайтеров не осталось. Министерство сельского хозяйство ещё в марте обратилось к жителям с призывом временно трудоустроиться на фермерских хозяйствах. «Нужно быть солидарными, чтобы у нас всех было, что кушать», — обращаясь к жителям говорил министр сельского хозяйства Франции Дидье Гийом.
По его словам, нет никаких причин, почему продавцы, парикмахеры, работники гостиниц и все те, кто сегодня не может работать по профессии, не могут собирать клубнику или разливать йогурт по бутылкам.
Министерство создало специальную платформу для регистрации таких желающих и фермеров, которые испытывают нехватку рабочей силы. Результат превысил все ожидания.
Только до 25 апреля на платформе зарегистрировалось 280 тыс. желающих. «Я хочу подчеркнуть, что это не добровольческий труд, а настоящие трудовые отношения», — говорил министр в интервью радиостанции Europe-1, выразив уверенность, что далее каждый месяц на полях сможет трудоустраиваться по 70-80 тыс. французов.
Сегодня нехватка кадров в сельском хозяйстве только Франции насчитывает порядка 200 тыс. человек. Ранее за эти места боролись гастарбайтеры из Северной Африки и Восточной Европы. Нельзя утверждать, что вся дешевая рабочая сила покинула страну, но многие, особенно кто трудился в «серой зоне» и полулегально, предпочитают сегодня отсидеться. Тем более, что количество различных проверок из-за карантина в том числе и на фермах резко возросло.
Доставляют заказными рейсами
Целую кампанию развернули и в Великобритании, которую так и назвали: «Собирай ради Британии» (Pick for Britain).
В Air Charter Service отчитались, что таким образом уже доставили в Великобританию 150 работников из Румынии, а в дальнейшем запланированы ещё 5-6 рейсов только для одного английского кооператива G‘s Growers.
Немецкие хозяйства и вовсе стали массово заказывать такие полёты. Компания Eurowings, которая принадлежит Lufthansa, в апреле заказала сто рейсов из Румынии. Всего до Германии за апрель-май должно добраться 80 тыс. сезонных рабочих из разных стран.
Фермеры заверяют, что при этом строго соблюдают все правила безопасности и требования карантина, однако 11 апреля в Германии от COVID-19 умер один румынский гастарбайтер.
Последствия могут быть катастрофическими
По подсчётам британского национального союза фермеров, для сезонных работ в Великобритании нужно порядка 80 тыс. гастарбайтеров.
Масштаб проблемы BBC наглядно продемонстрировал фермер Томас Брэдшоу, вице-президент национального союза фермеров. Он на своё хозяйство регулярно трудоустраивал 70-100 гастарбайтеров. В этом сезоне на его полях трудится только 13 иностранцев. Появляются и неожиданные интересанты. «Получили запрос от местного цирка, деятельность которого остановлена из-за карантина. Не знаю, будут это клоуны или жонглёры, но они нам сказали, что есть люди, которые могли бы нам помочь», — рассказывал Т. Брэдшоу.
Британская платформа по трудоустройству Indeed показывает рост желающих трудоустроиться в сельском хозяйстве на 234%.
Нехватка кадров сохраняется во всём Евросоюзе. По подсчётам бельгийского профсоюза фермеров ABS, сегодня на полях Бельгии трудится только 10% от необходимого числа рабочих.
Европейская ассоциация фермеров COPA-COGECA, которая объединяет 23 млн земледельцев, предупреждает, что если этот сезон окажется загубленным, то последствия будут длиться не один год. В интервью Euractiv генеральный секретарь организации Пекка Песонен напомнил, что разрыв цепочки коснётся всех областей сельского хозяйства: от цветочных хозяйств, до животноводства.