Подходит к завершению учебный год — 2020, оставив позади почти 2 месяца кропотливой дистанционной работы как педагогов, так и обучающихся. Полученный опыт неизбежно внесёт свои коррективы в систему образования. Чего именно ожидать и вытеснят ли онлайн-сервисы традиционные методы обучения — эти вопросы обсудили эксперты рынка в рамках круглого стола "Вузы — онлайн-опыт", проведённого "Деловым Петербургом" в прямом эфире.
Все эксперты сошлись во мнении, что к взаимодействию с учениками в онлайн-формате дело шло уже давно, многие инструменты были освоены, поэтому переход на дистанционное обучение не стал чем-то экстраординарным, хотя и повлёк определённые сложности.
"Мы и до пандемии постоянно изучали рынок образовательных услуг и предложений онлайн-решений, используемых при реализации образовательных программ и взаимодействии со слушателями, — рассказала Яна Клементовичус, директор ИДПО — "ВЭШ" СПбГЭУ, проректор по дополнительному профессиональному образованию СПбГЭУ, д. э. н. — На протяжении последних 5–6 лет формировалась электронная среда для обучения. На данный момент её ресурсов вполне достаточно, чтобы предоставлять качественные образовательные услуги: это и онлайн-программы, и электронные библиотеки, и базы данных. Также сейчас очень много интерактивных онлайн-форматов: открытые дискуссии, семинары, выступления предпринимателей".
Елена Рогова, декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, д. э. н., подтвердила, что принципиально нового для её вуза за время карантина ничего не появилось, многие их обучающие программы регулярно размещались на всемирно известном ресурсе онлайн-обучения Coursera задолго до пандемии.
"В большинстве вузов существуют системы управления учебными процессами, и они реализуются на разных платформах. Мы и раньше стремились вести коммуникацию со студентами через эти системы, а с апреля полностью перешли на такой способ взаимодействия. Мы закупили лицензии на многие популярные сегодня платформы для видеосвязи и командной работы, чтобы органично внедрить дистанционное обучение. Мы предоставили определённую долю свободы нашим преподавателям, чтобы они выбрали наиболее удобные для них платформы. Небольшие группы могут обучаться даже по Skype. Кто-то ведёт занятия в Zoom и Microsoft Teams, кто-то из преподавателей выбрал для себя работу в Instagram. Важно всё это интегрировать и собрать в единое расписание, чтобы студенты знали, когда какое занятие начинается и как к нему подключиться", — пояснила Елена Рогова.
Однако к такому режиму оказались не готовы многие преподаватели, которым важен был живой контакт с аудиторией. Директор ЧОУ "Школа Экспресс" Санкт-Петербурга к. п. н. Ольга Владимирская заметила, что в их школе учатся дети начиная со второго класса. За 15 лет дистанционной работы были ученики, которые не справлялись и уходили, но были и педагоги, которые не могли представить себе подобное обучение. "Наша задача — научить детей трудиться самостоятельно. Безусловно, это получается не у всех, но те, кому удаётся, приобретают очень ценный навык. Но дело даже не всегда в обучающихся. Не все преподаватели готовы работать в онлайн-формате. Многим нужно видеть своих учеников, общаться с ними вживую", — пояснила Ольга Владимирская.
Благодаря наработанному за последнее время опыту образовательные учреждения не боятся надвигающейся экзаменационной поры. Там, где проходило дистанционное обучение и раньше, первые аттестации уже успешно прошли перед майскими праздниками, как, например, в "Школе Экспресс". В вузах же продолжается обсуждение форматов сдачи онлайн-экзаменов, но все технические возможности для этого уже есть.
Окажет ли влияние весна-2020 на систему российского образования? Безусловно. Однако эксперты сходятся во мнении, что традиционное обучение в аудиториях также сохранит свои позиции. "Все наши классические образовательные программы, рассчитанные на аудиторию Петербурга и Ленинградской области, мы планируем развивать и дальше, — подтвердила Яна Клементовичус. — Одновременно продолжим взаимодействие с другими регионами, и здесь уже никак не обойтись без современных цифровых технологий. У нас есть удачные примеры так называемых виртуальных диалогов на актуальные для российского бизнеса темы. Если говорить о международных программах, то нельзя не упомянуть уникальный проект "Виртуальная академия", в рамках которого с прошлого года ведётся обучение на английском языке по направлению "энергетика". В ходе вебинаров любой участник проекта может пообщаться с представителями ведущих энергетических компаний со всего мира".
Ещё одним примером такого влияния времени является День открытых дверей в Высшей экономической школе СПбГЭУ, который пройдёт 21 мая 2020 года в онлайн-формате.
С тем, что онлайн-формат обучения открывает для вузов совершенно новые возможности и именно поэтому будет развиваться в дальнейшем, согласилась и Елена Рогова: "Благодаря современным технологиям и развитой цифровой среде нет особой разницы, читаешь ты лекции в России или за границей, а опыт колоссальный. У нас много совместных проектов с иностранными коллегами и идей, которые мы ещё не реализовали. Доля онлайн-образования будет расти, но и традиционный формат обучения всё же сохранит свои позиции, потому что, как ни крути, момент взаимодействия преподавателя и студента очень важен".