В условиях коронакризиса у разных стран разные стратегии и приоритеты. Развитые — тратят деньги, легко отдавая их людям и бизнесу и не особенно их жалея. По двум причинам. Надо показать избирателю, что о нем заботятся. Надо поддержать резко сократившийся спрос в экономике — чтобы она не слишком сильно упала. В России иначе. Власть не собирается "проявлять слабость" и угождать избирателю (хотя для чего она тогда существует?). Кейнсианские идеи поддержания спроса в экономике не близки нашей элите. Она верит в госплановские методы: главное — поставить цели госкомпаниям и поддержать их ресурсами. И экономика, мол, заработает. А рассчитывать на капризный частный сектор наша власть не собирается.
Поэтому идея безвозмездной раздачи денег ей и не близка. Презрительно назвав такие методы "вертолетными деньгами" (типа раскидывать деньги с вертолета), власть всячески ограничивает и сдерживает прямые выплаты населению. Главное ограничение — это суметь уложиться в текущие поступления в бюджет, не распечатывая кубышку — Фонд национального благосостояния. Благо возможностей много: оставшийся с прошлого года непотраченный триллион рублей, поступившие на счета бюджета (минуя статью "доходы") в I квартале 2,5 трлн рублей — согласно "бюджетному правилу". Триллион, который вернется Минфину из Центробанка после завершения сделки с покупкой акций Сбербанка. Но денег все равно не хватает. Формально три антикризисных пакета помощи потянули больше чем на 3,5 трлн рублей. Но ведь надо еще помочь крупным госкомпаниям. Их–то государство точно не бросит. Однако есть генеральный приказ — кубышку не трогать. А деньги нужны. Что ж, экономические начальники страны решили просто напечатать дополнительные деньги и продавили это решение через вяло сопротивляющийся Центробанк. В ЦБ и Минфине немедленно придумали несколько нужных схем.
Первое: перекинуть деньги напрямую бюджету запрещает закон. Но если госбанки купят ОФЗ (облигации госзайма), а потом заложат их в ЦБ — этому закон не воспрепятствует. И наш регулятор быстренько запускает для этого схему так называемого "долгосрочного РЕПО", принимая в залог ОФЗ на 1 месяц и 1 год (раньше максимальный срок был неделя). По оценкам Bloomberg, через эту схему планируется передать бюджету 1–1,5 трлн свеженапечатанных рублей.
Второе: для госкомпаний изобретается механизм "вечных" облигаций — с процентной ставкой, но без срока погашения (то есть возвращать этот долг не придется никогда). Ведомство Эльвиры Набиуллиной, конечно, включит эти облигации в ломбардный список, и дальше все будет просто: банки купят их и заложат в ЦБ, получая обратно живые деньги и безрисковую прибыль на разнице процентных ставок. Ориентировочный объем — 0,7 трлн рублей.
Третье. Для особо приближенных к трону банков создается специальный механизм, который протаскивается через Думу в рамках закона о продаже акций Сбербанка Минфину. Сбербанк и ВЭБ получают "прощение" и "подарок" — соответственно 150 млрд и 350 млрд рублей в виде включения в состав собственных средств субординированных кредитов, предоставленных им государством еще в 2008 году.
Наконец, Игорь Сечин ("Роснефть") только что скинул бюджету по полной стоимости венесуэльские активы (цена которым — 0). И пришел просить о новых льготах, чтобы поддержать свои нефтяной и газовый бизнесы. И нашел, надо сказать, понимание.
Схем может быть изобретено еще множество. Они будут названы всякими мудреными словами, но суть дела от этого не меняется. Крупный бизнес и бюджет получат от ЦБ те самые "вертолетные" (то есть свеженапечатанные) деньги в особо крупных масштабах. Чего–то в этих схемах не хватает? Ах, да. Населения. Нет, ему "вертолетные" вливания не грозят. Лоббистские возможности слабоваты. 10 тыс. рублей на ребенка — и ни в чем себе не отказывайте. Это и так больше, чем вы рассчитывали получить, а мы — хотели дать…