Согласно новым вводным, театрам и концертным учреждениям нашего прекрасного города следует готовиться на выход. Как и другие фабрики и заводы страны, с 12 мая они должны были как–то выйти на работу: дистанционно ли, репетиционно ли, в белых ли перчатках — лишь бы не в белых тапочках. Надеяться на присутствие зрителя в храмах искусства пока не приходится. Впрочем, турбулентность в эмпиреях, откуда нисходят разнообразные приказы и распоряжения, такова, что чем черт не шутит. Но прежде чем шутить с чертом, посидим, пожалуй, еще на диванах. И обозреем виртуальные культурные окрестности.
Кругозор наш, конечно, расширился до мировых масштабов — сокровища классического и актуального искусства все у наших ног (и компьютерных экранов). Меж тем в этих закромах стало сложнее ориентироваться: привычные агрегаторы культсобытий и сайты–афиши просто не поспевают за валом бесплатных онлайн–трансляций и, за редкими исключениями, не обладают необходимыми экспертными мощностями для их отбора. Полагаться приходится все больше на сарафанное радио — что лента "Фейсбука" принесет. Но и это не панацея. Во–первых, лента у каждого своя, и не факт, что "зрячая". Во–вторых, глубина предвидения соцсетей мелковата: показывают будущее в лучшем случае на пару дней. Это вам не билет купить за полгода на заветную "Травиату" или перформанс АХЕ. И как раз акт покупки билета в бурном море интернет–искусства, пожалуй, может стать ключом к спасению. Если авторы отваживаются его продавать — значит, есть что брать.
Возьмем новейший виртуальный театр. Билеты на спектакль "Алло", о котором мы уже писали, распроданы на недели вперед. Московская компания Федора Елютина "Импресарио" переводит на русский язык западные интерактивные театральные "игрушки". Только что вышел в свет короткий опус Rimini Protokoll "9 движений" — его переводом на русский занимался МХТ Михаила Зыгаря. Просто послушать 7–минутный спектакль можно и бесплатно, но лучше за пожертвование. Можно и сидя смирно, но лучше выполнять указания голоса (актера Петра Скворцова) — не почувствуете лирического воодушевления, так хоть подобие зарядки сделаете. Очень подходит для перерывов в долгих дистанционнорабочих буднях. Онлайн–тренинг той же компании I don’t want to see this проводится уже по билетам и в фиксированные дни (ближайший — 23 мая). Израильская зум–игра предлагает участникам побывать в шкуре модераторов контента "Фейсбука", отсматривая ролики разной степени отвратительности, вынося вердикты и узнавая много о себе и устройстве нашего цифрового мира. Обязательные условия для участников: 18+ и уверенность в своих душевных силах. Московский же Центр Вознесенского спродюсировал уже второй зум–спектакль. Первым стали "Американки" Елены Смородиновой и Эндрю Фрибурга, а завтра, 16 мая, в 19:30 состоится онлайн–премьера постановки Николая Бермана на стихи Дмитрия Пригова ""Карантин, или Крах всего святого": может получиться близкое к идеальному концептуалистское исследование изоляционизма. Запись на премьеру пока бесплатна.
Платить за музыку ныне стало совсем сложно: даже "ВК–фест", который растянется в соцсети с сегодняшнего дня на неделю, обходится без билетов. Ничего особо не требует и благотворительный фестиваль "Антон тут рядом". Но чтобы качественно послушать сегодня сборный концерт с участием истинных певцов карантина — групп "Хадн дадн", "Трипинадва", Тоси Чайкиной и др., — стоит сделать пожертвование фонду на платформе Stay. На это петербургское предприятие вообще следует обратить внимание: трансляции модных музыкантов, спектакли Такого театра и БТК, даже караоке–концерт Татьяны Булановой здесь именно что продают. Можно посмотреть афишу и купить билетик заранее, как в старые добрые офлайн–времена.