Популярность онлайн-школ и курсов ожидаемо выросла во время периода самоизоляции в несколько раз. Кроме того, многие компании сами подтолкнули пользователей к тому, чтобы они начали пользоваться обучающими сервисами, предоставив им либо скидочные промокоды, либо бесплатные курсы на время карантина.
Среди онлайн-курсов у петербуржцев наибольшей популярностью пользуются те, которые помогают освоить новую профессию. Мужчины чаще выбирают обучение, связанное с IT и программированием, а женщины предпочитают гуманитарные дисциплины — на курсы по английскому языку их записалось гораздо больше в сравнении с докоронавирусными месяцами.
Кроме того, онлайн-образование чаще выбирали именно молодые петербуржцы в возрасте от 25 до 35 лет. Подробнее — в материале dp.ru.
Профессия на кризис
Самыми популярными на карантине стали курсы, связанные с IT и различными цифровыми специальностями. Как объяснил dp.ru соучредитель и программный директор онлайн-университета Skillbox Сергей Попков, на эти профессии есть стабильный спрос — они мало подвержены волатильности рынка труда в связи с кризисными явлениями.
На самом Skillbox c начала апреля как платные, так и бесплатные курсы стали проходить около 100 тыс. новых пользователей. Количество зрителей прямых эфиров увеличилось на 100–150%, а объём отправленных всего за неделю домашних заданий увеличился на 40% по сравнению с предыдущим месяцем. Такой показатель, как WAU (число активных пользователей за неделю), вырос на 10%. Посещаемость сайта компании по сравнению с февралём увеличилась примерно на 20%.
В Петербурге, также как и по всей России, наблюдался максимальный спрос на курсы по разработке ПО и гейм-дизайну — здесь количество запросов со стороны клиентов выросло всего за несколько недель на 30%. Сергей Попков также отметил резкое увеличение спроса на специальность data science.
"Основная аудитория наших курсов — мужчины и женщины в возрасте 25–35 лет. У большинства есть высшее образование, но они по разным причинам хотят сменить профессию на более интересную и высокооплачиваемую. Аудитория остаётся стабильной в течение многих месяцев, значительных изменений мы не видим", — добавил собеседник dp.ru.
Во время карантина в компании заметили, что спрос на краткосрочные курсы, которые длятся несколько недель, несколько популярнее долгосрочных программ. Сооснователь Skillbox объяснил это тем, что аудитория инвестирует время, которое у неё появилось в период самоизоляции, в прикладные навыки, которые можно быстро освоить. Принять решение о прохождении долгосрочной программы сложнее, такие курсы требуют высокой мотивации и регулярной работы.
Александр Никитин, генеральный директор образовательного портала GeekBrains, также отметил, что, по федеральной статистике, россияне чаще выбирали краткосрочные курсы. Но вот конкретно петербуржцы предпочли длительные программы. Всего на портале есть три опции обучения разной длительности — короткие курсы (несколько недель), профессии (от 3 до 9 месяцев) и факультеты GeekUniversity (онлайн-университет образовательного портала GeekBrains и Mail.ru Group, программы обучения длительностью 1–1,5 года). Именно последняя опция стала привлекательной для жителей Петербурга.
"Если приводить общую статистику по стране, то можно сделать вывод, что в период с конца марта по май наибольшим спросом пользовался факультет управления продуктами: спрос на него вырос примерно в 2 раза. Чуть меньше пользователей заинтересовали факультеты интернет-маркетинга и аналитики big data, профессия веб-разработки и факультет веб-дизайна. Если говорить про петербуржцев, то наиболее популярными среди них стали факультеты искусственного интеллекта и веб-разработки. Самая популярная профессия — тестировщик ПО", — добавил собеседник.
С конца марта по начало мая спрос на платные курсы Geek Brains увеличился приблизительно в 1,5 раза. Среди петербуржцев, записавшихся на курсы во время карантина, большую часть составили мужчины — около 65% от общей аудитории, а средний возраст пользователя — 30 лет.
Александр Никитин добавил, что общее количество пользователей портала, которые имеют доступ к курсам, составляет приблизительно 2 млн человек. Речь идёт как о платных, так и о бесплатных программах. Из них в период карантина Geek Brains удалось привлечь ещё около 200 тыс. человек.
Гендерная диспропорция
Евгений Лебедев, директор по маркетингу обучающего портала "Яндекс.Практикум", подтвердил, что в IT-профессиях всё ещё сохраняется значительная гендерная диспропорция: "В целом "Практикумом" пользуются в основном мужчины 25–34 лет (30% пользователей) и 18–24 лет (20% пользователей). Доля женщин, которые примеряют на себя IT-профессии, составляет совокупно 22% в возрасте 18–34 лет. Сейчас сложно сказать, что пользователи, записавшиеся во время карантина на программы, как-то отличаются от основной аудитории. Мы видим точечно таких людей, которые решили изменить профессию из-за пандемии, но ввиду того, что у нас всё-таки дорогой продукт для спонтанной покупки и обычно людям требуется время, чтобы принять решение о покупке, мы пока не видим это в статистике", — рассказал он.
На "Яндекс.Практикуме" пользователей также ранжируют на тех, кто проходит бесплатные курсы, и тех, кто проходит платные программы. С момента начала карантина число платных учеников выросло пропорционально пользователям бесплатных вводных курсов — на 100–150%. Лебедев отметил, что в апреле на портал пришли почти 100 тыс. новых пользователей.
Что касается курсов иностранных языков, то там ситуация с гендером выглядит несколько иначе. Так, например, во время карантина курсами онлайн-школы английского языка Skyeng заинтересовалось гораздо больше петербурженок, чем представителей мужской половины города.
Александр Ларьяновский, управляющий партнёр Skyeng, рассказал, что спрос на изучение языка на самоизоляции среди петербуржцев увеличился на 25%. 60% из всех учеников — женщины, 40% — мужчины. Средний возраст записавшихся на обучение составил 30 лет. Самый популярный курс у петербуржцев — General English, а на втором месте расположился курс Business English.
"Мы видим двукратный рост числа заявок на все индивидуальные занятия как для взрослых, так и для детей. Растёт и интенсивность обучения — почти в 2,5 раза как у детских, так и у взрослых программ. Кроме того, в 2,5 раза вырос трафик на сайт для корпоративных учеников. Как нам кажется, это связано с тем, что взрослые люди также хотят провести это время с пользой и прокачать свои знания", — рассказал Александр Ларьяновский.
Он также добавил, что в компании на карантине наблюдали значительный прирост аудитории Skysmart (школьное направление Skyeng), спрос на занятия с детьми здесь вырос на 65%: "По количеству поступающих обращений мы точно можем судить, что проблема с вынужденным переходом на дистанционное обучение из-за карантина очень серьёзна — родители и дети просто не понимают, как им построить свой день, чтобы не отстать в учёбе. А учителя и дети оказались не готовы к внезапному переходу в онлайн-режим преподавания".