Смольный продолжает проверки ретейлеров, официально фиксируя вполне очевидные нарушения. К выявленным раньше одиночным магазинам добавилась сеть "Максидом".
Во время нерабочих дней было разрешено работать только магазинам, реализующим продовольственные и товары первой необходимости. В Петербурге запрет на работу остальных ретейлеров не снят, но DIY–комплексы не закрывались: это "Максидом", "Петрович", "Леруа Мерлен". Соцсети были полны отзывами и фото, но проверки заметили нарушения далеко не сразу.
Покупателей все устраивало до введения в городе обязательного масочного режима, когда ретейлеры перестали пускать посетителей без масок. "ВкусВилл" предлагает маски бесплатно, а "Леруа Мерлен" продает по закупочной стоимости, без торговой наценки, объясняя это тем, что масок для бесплатного распространения всем клиентам не хватает.
"Леруа Мерлен" в Петербурге работает как для онлайн–заказов, так и для офлайн–торговли. "Количество онлайн–заказов за последние полтора месяца увеличилось в 8–10 раз, но у наших клиентов случаются непредвиденные бытовые неприятности, и им приходится посетить магазин. Мы реализуем больше трети (10 из 24) списка непродовольственных товаров первой необходимости", — отмечают в пресс–службе компании.
Заметные проблемы проверка городского комитета по контролю за имуществом нашла в "Максидоме". В девяти торговых комплексах сети "без ограничений реализована розничная торговля непродовольственных товаров не из числа товаров первой необходимости… а сотрудники магазинов, не заботясь о безопасности работников и посетителей, не обращают внимания на несоблюдение ограничений", — сообщили в смольнинском ведомстве. В самом "Максидоме", равно как и в сети "Петрович", прокомментировать "ДП" ситуацию не смогли.
Партнер бюро "Щеглов и партнеры" адвокат Дмитрий Сурков пояснил "ДП", что в письме Роспотребнадзора от 21 апреля "указан ряд рекомендаций по работе магазинов непродовольственных товаров". Однако в документе есть четкий запрет на вход в магазины лиц, не связанных с их деятельностью. "То есть, иными словами, магазины должны работать без очного посещения гражданами", — комментирует он.
Гендиректор INFOLine Иван Федяков уверен, что эти магазины работают нелегально. "У нас нет четкого определения ответственности за нарушение этих норм. Разъяснения только начинают появляться, но бизнес считает, что лучше штраф, чем колоссальные убытки", — комментирует он. По его словам, поток клиентов сетей товаров для дома, ремонта и строительства весной традиционно растет, а сейчас только больше. До миллиона петербуржцев пережидают карантин в Ленобласти, у магазинов выстраиваются очереди. Примечательно, что открытые на днях "Меги" тут же срочно закрыли — из–за наплыва покупателей и несоблюдения санитарных норм.
Эксперты говорят, что сети действуют безответственно: ограничивают число посетителей внутри, создавая толпу на входе. Или же работают якобы как точки выдачи заказов, однако по факту посетители ходят по залу, выбирают товар и оплачивают покупку на кассе.
"И правоохранительные органы часто ведут себя непоследовательно. Например, рядом “Петрович” и “Леруа Мерлен”. В отечественную сеть приходит прокуратура, полиция, а зарубежный магазин никто не трогает — он продолжает беспрепятственно работать", — рассказывает Федяков. Он в целом критично настроен к действующей системе регулирования непродовольственного ретейла. "Важно внести ясность: либо запретить офлайн–работу всем, либо разрешить при условии, что компании обеспечат посетителям безопасность", — говорит он.