Хотя транспортная реформа отложена, Смольный собирается отменить с середины июля более 60 коммерческих маршрутов. Это увеличит доходы государственного перевозчика.
Документ с перечнем отменяемых маршрутов был опубликован в одном из профильных телеграм–каналов, его подлинность "ДП" подтвердили источники в Смольном. С 16 июля в Петербурге окончательно прекратят действие 67 коммерческих маршрутов (нерегулируемый тариф) частных перевозчиков, которые в конце марта были приостановлены из–за коронавируса (правда, пять из них теперь будет организовывать Ленобласть).
Дата обусловлена тем, что в этот момент заканчиваются действующие контракты с перевозчиками. В этот же день должна была начаться транспортная реформа, в рамках которой предполагалась полная отмена порядка 140 коммерческих маршрутов. Но в итоге просто упразднят почти половину маршруток, а правила останутся прежними.
Ранее "ДП" сообщал, что, по мнению перевозчиков, временно закрытые из–за карантина коммерческие маршруты могут не возобновиться. Таким образом власти повысят рентабельность социальных, ранее писал ДП
Три крупнейших частных игрока на рынке перевозок потеряют больше всего маршрутов: холдинг "Питеравто" — 27, АО "Третий парк" — 12, ООО "ПТК" — восемь. ООО "Шпунт Северо–Запад" и ООО "Такси" лишатся по пять маршрутов, связанные ООО "Пассажиртранс" и ООО "Управление предприятиями СЛК" — четырех, ООО "Пальмира" и ОАО "АТП–31" — по два, ООО "Автолайн" и ООО "5 парк" — по одному. Маршруты еще трех перевозчиков, ООО "МАКС", ООО "Оникс" и ООО "АТП Барс 2", в этот список не вошли. "Питеравто" и "Третий парк" подтвердили информацию по своим маршрутам, ПТК не ответила на запрос "ДП".
"Из этого списка закрываются не все 67 маршрутов: пять из них сохраняются, так как переходят под юрисдикцию Ленобласти. Остальные логично разделить на две половины. Первая — это те, которые либо не работают вовсе, либо фактически обслуживаются несколькими автобусами и особой роли в транспортной системе не играют. Вторая половина — это либо дублирующие социальные маршруты государственных перевозчиков, либо уникальные маршруты, которые частный перевозчик предложил закрыть сам из–за низкой их рентабельности", — прокомментировал "ДП" транспортный аналитик Владислав Булгаков.
При этом часть маршрутов для перевозчиков все же прибыльна. По подсчетам эксперта, "Третий парк" и "Питеравто" потеряют по восемь рентабельных маршрутов, ПТК — шесть, "Такси" — четыре, "АТП–31" — оба рентабельных, "Шпунт" — два.
Наиболее сильный удар будет по СЛК и "Пассажиртрансу", отмечает Булгаков, поскольку обе компании не в лучшем экономическом положении: три их маршрута из отменяемых рентабельны, еще один уже давно не работает. Отдельно он выделяет два востребованных маршрута с уникальными участками, которые будут отменены: №К–107 (в центре города) и №К–404 (связь между станциями метро "Нарвская" и "Балтийская").
Прибыльность части маршрутов подтверждают и сами перевозчики, подчеркивая, что теперь без дополнительного субсидирования со стороны города будет невозможно оставаться на плаву.
"Если не увеличить субсидирование социального транспорта у коммерсантов, то они не выдержат, поскольку сейчас дофинансируют свой социал (социальные маршруты. — Ред.) за счет коммерции, а коммерцию отнимают", — прокомментировал "ДП" представитель одного из перевозчиков.
На транспортном рынке уверены, что грядущая отмена коммерческих маршрутов связана с необходимостью увеличения объемов работы ГУП "Пассажиравтотранс". "Но ГУП более чем в 2 раза выше субсидируется, и это расточительно для бюджета города. Никто на это не смотрит", — говорит один из участников рынка.
В Смольном напрямую об этом не говорят, подчеркивая лишь, что в "транспортном обслуживании город отдает приоритет “социальному” транспорту". По данным "ДП", власти планируют помочь частным перевозчикам, однако конкретики пока нет.
Пять закрываемых городом маршрутов планирует возродить область. По очень востребованному № 530 (Всеволожск — Финляндский вокзал) контракт уже заключен, в ближайшее время планируется провести конкурсы на № К–81 к станции метро "Проспект Ветеранов" и № К–521.
"Эти наиболее востребованные маршруты раньше в Петербурге работали в коммерческом режиме, без предоставления льгот. А Ленобласть установила регулируемый тариф", — говорит заместитель начальника управления по транспорту 47–го региона Михаил Присяжнюк. Еще два маршрута, № 468 и № 515, будут работать по заказу области по нерегулируемому тарифу.