Представившиеся сотрудниками "Газпрома" люди попытались заставить службу доставки "ДП" вступить в реестр надежных поставщиков. Хотя цена вступления небольшая, при хорошем маркетинге это может быть выгодным бизнесом.
В конце апреля в службу доставки "ДП" (занимается не только распространением газеты, но и выполняет другие коммерческие заказы) поступил запрос котировок на доставку корреспонденции ПАО "Газпром". В процессе выяснилось, что кроме стандартного пакета документов для участия в конкурсе требуется справка о том, что "ДП" состоит в Национальном реестре надежных поставщиков (НРНП). Организатор закупки утверждал, что фигурирование в реестре обязательно для заключения контракта.
"Мы последние 3 года участвуем и в коммерческих, и в государственных закупках, но такого условия не встречали ни разу. У нас закралось сомнение, поэтому совместно с нашей юридической службой провели проверку. Выяснилось, что “Газпром” таких заявок не размещал", — говорит директор службы доставки АО "ДП Бизнес Пресс" Владимир Анисимов.
НРНП действительно существует, но членство в нем не является обязательным, вступление стоит около 10 тыс. рублей (необходимо предоставить ряд сертификатов качества типа ИСО). В интернете можно найти немало коммерческих предложений по включению в этот реестр. При этом никаких преференций, согласно законодательству, такое членство не дает.
Случаи, когда к компаниям, оказывающим услуги b2b, обращаются с предложением заключить договор от имени флагманов российской экономики уровня "Газпрома", РЖД или "Транснефти", многочисленны. И при этом схема напоминает классический лохотрон: вы уже почти получили контракт, но вот только заплатите 30 тыс. рублей за членство в некоей организации. Однако после оплаты "заказчик" вместе с предложением исчезает. О подобной истории с доменом якобы "Лахта Центра" "ДП" уже писал.
Елена Рыбальченко, юрист корпоративной практики "Пепеляев групп" в Петербурге, комментируя ситуацию, отмечает: "Можно говорить лишь об имеющихся признаках покушения на мошенничество. Решение же о том, мошенничество произошедшее или нет, может принимать только следствие и суд".
Вместе с тем, по словам Елены Легашовой, управляющего партнера адвокатского бюро "Юсланд", сегодня в закупках могут выставляться самые разнообразные требования: "В моей практике был случай, когда заказчик указал даже технические параметры проектора слайдов, который должен был использоваться". "Газпром" даже разместил на своем сайте официальное предупреждение: злоумышленники часто выдают себя за его структуры. В начале этого года "Газпром экспорт", "дочка" монополиста, судился с фирмой с аналогичным названием, которая предлагала бизнесменам контракты на поставку нефти, но после получения денег исчезала. По данному факту возбуждено уголовное дело. "Газпром экспорт" добился запрета на использование своего фирменного названия.