Эпидемия поставила перед согражданами вопрос о том, как укрыться от вируса и выжить с максимальным комфортом. Первое и естественное желание — убежать. И большинство людей кинулись на природу — покупать/арендовать загородные дома, домики, участки.
Лишь бы оказаться подальше от заразного города и не сидеть в четырех бетонных стенах, опасаясь выйти. И перетекание денег из городского рынка недвижимости в загородный — один из факторов снижения спроса на жилье.
Но этот кризис не первый и, судя по всему, не последний. Каждый из них рождал спрос на безопасность, который, в свою очередь, давал и адекватный ответ бизнеса. Поэтому нынешним девелоперам нужно не ждать, когда граждане успокоятся, а пытаться продать им то, за что они сейчас готовы хорошо платить.
В 1949 году, после проведения в СССР первого ядерного испытания, в США родился спрос на частные бомбоубежища, за полтора десятка лет появилось более 200 тыс. укрытий. В среднем одно укрытие обходилось в 1960 году в $2,5 тыс. ($21 тыс. на нынешние деньги). Впрочем, был люкс–вариант: архитектор Пол Ласло разработал целую концепцию Atomville USA ("Атомная деревня США"): специальные подземные поселения, соединенные канатной дорогой, для самых богатых людей.
К концу 1970–х страх перед атомной бомбой уменьшился. Однако пришло время других апокалипсисов. Так, стартом идеологии выживальщиков стала книга "Голод и выживание в Америке" Говарда Раффа, посвященная нефтяному кризису. Причем тот кризис прошел, но на головы тревожных покупателей обрушились зомби, вирусы с бактериями, природные катаклизмы и теракты.
Все это активно и хорошо продается. Так, по оценкам маркетологов, только в США число людей, которые готовятся к худшему, оценивается примерно в 3 млн человек. По данным ВЦИОМ, 3% россиян запасаются продуктами и предметами первой необходимости в преддверии конца света.
О том, кто и как заработал на масках, санитайзерах, бейджах от коронавируса, заговорах от болезни и массовых медитациях, уже неоднократно писалось. Но, даже когда карантин пройдет, а пандемия отступит, продавцы страха придумают что–нибудь новое.
Например, некие бизнесмены планируют строительство в карельских скалах секретного проекта "Убежище 13". Правда, секретность и бизнес не всегда совместимы: сложно искать покупателей на то, о чем нельзя рассказывать. К тому же, если покупателей будет больше, чем один, ни о какой секретности говорить не придется.