Крупные сетевые магазины цветов в Петербурге продолжают работу и реализуют продукцию, не входящую в перечень товаров первой необходимости. Например, букеты можно приобрести в 16 торговых точках сети "Фантазия" и в сети "Цветовик".
Некоторые торговые сети добавляют в ассортимент стеллажи с зоотоварами, продовольствием и средствами индивидуальной защиты. "Сейчас уже много примеров, когда цветочные магазины работают, потому что начинают торговать продуктами питания. Это широко распространено, и в Петербурге много таких мест. Так же как некоторые другие точки вводят в ассортимент антисептики, маски, перчатки, какое–нибудь молоко длительного хранения и благодаря этому абсолютно легально работают", — говорит консультант по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин.
Он отмечает, что это вопрос скорее не к бизнесу, который пытается использовать все возможности, чтобы выжить, а к властям, которые должны были изначально при формулировке ограничительных требований поставить барьер для использования подобных хитростей. "Но, так как решения принимались в авральном режиме, этот момент власти, естественно, упустили", — заключает Лачугин.
Можно, но только дистанционно
В петербургском комитете по контролю за имуществом (ККИ) рассказали "ДП", что составлено четыре протокола об административных правонарушениях по фактам неисполнения требований постановления правительства Санкт–Петербурга № 121 о временной приостановке работы объектов розничной торговли.
В случае выявления несущественных нарушений при работе цветочных магазинов сотрудниками ККИ выдавались уведомления о необходимости их устранения.
"Согласно постановлению, до 31 мая в Петербурге запрещена (временно приостановлена) работа объектов розничной торговли за исключением организаций, указанных в п. 2.1.9. Исходя из буквального толкования постановления, цветочные магазины (то есть специально оборудованные помещения, где осуществляются расчеты, выкладка и демонстрация продукции и куда заходят посетители) в городе работать не могут. В то же время в постановлении не содержится запретов на дистанционную торговлю и доставку цветов", — уточняют в пресс–службе комитета.
За закрытыми дверями
Владелец семейной студии цветов ST Flowers Игорь Станкевич отмечает, что в условиях ограничений небольшим цветочным магазинам приносит стабильный доход торговля "за закрытыми дверями", то есть только навынос и на доставку. "Сейчас больше дохода стали приносить интернет–магазины. Знаю, что у некоторых сетей в несколько раз увеличился доход именно с интернет–заказов", — говорит предприниматель.
Он рассказал, что его компания сразу же после объявления первой нерабочей недели начала деятельность в режиме доставки и навынос. И это принесло плоды. "Выручка, конечно, сократилась по сравнению с аналогичным периодом год назад на 30%. Но сейчас мы отработали даже лучше, чем в январе. Вовремя сориентировались, пересмотрели бизнес–процессы и не стали ждать, что все принятые меры скоро отменят", — говорит Станкевич.
Но такой формат работы подходит не каждому бизнесу. Сетевые магазины изначально делали ставку на высокую проходимость, поэтому большого количества интернет–заказов у них не будет. "У крупных сетей и обороты другие, и риски выше. Для них работать за закрытыми дверями — большой риск. Какие–то сети стали добавлять кондитерские изделия в продажу (наверное, у них был открыт подходящий ОКВЭД), кто–то чуть позже подал заявление в налоговую и тогда начал реализовывать продукты и зоотовары", — считает Игорь Станкевич.
Возвращение через рестарт
Управляющий партнер аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин отмечает, что объемы торговли цветами сократились более чем вдвое. Это, безусловно, сказывается на прибыли, так же как и то, что цепочки дистрибуции стали сложнее из–за ограничений, а стоимость сырья и конечного продукта выросла из–за изменения курса рубля, если говорить о цветах из Европы.
"У крупных предприятий больше шансов выжить: у них выше запас прочности. Что касается магазинов срезанных цветов, особенно если нет дистанционного сервиса доставки или он не налажен, то это самая уязвимая категория", — говорит Галкин.
По его мнению, отрасль начнет восстанавливаться ближе к осени или даже к 2021 году. Многое зависит от скорости снятия ограничений. Но не только.
"Ожидать быстрого возврата рынка к докризисным объемам не стоит еще и потому, что может произойти изменение структуры потребительского спроса: кто–то наверняка предпочтет не тратить сократившиеся личные ресурсы на товары не первой необходимости", — отмечает он.
Также эксперт полагает, что часть небольших цветочных магазинов совсем не вернется на рынок. А некоторым из тех, кто откроется, предстоит полный перезапуск бизнеса.