В рамках специального проекта "Экономика. Перезагрузка и контуры будущего" dp.ru проводит экспертный опрос отраслевых телеграм-каналов. На этой неделе, 1–5 июня, мы поговорим об экономической политике. Сегодня, 1 июня, на вопросы о том, как изменится рынок грузоперевозок после карантина, отвечает редакция канала "Грузопоток" @gruz0potok. Ответы опубликованы в телеграм-канале "Делового Петербурга" @dprunews. Для читателей сайта мы сделали сводный материал с ответами на наши вопросы.
Каких изменений ждать на рынке контейнерных перевозок в связи с кризисом? После него?
— Если говорить о море, то по итогам прошлого года контейнерооборот морских портов России вырос на 4,8%, в I квартале 2020-го рост 6,6%. В России контейнерные перевозки — это сегмент с положительной динамикой даже в кризис. Особенно хорошо себя чувствует железная дорога — в I квартале плюс 12%. А еще лучше — транзит. В марте на ж/д маршруте Китай-Европа-Китай груженые контейнеры прибавили 33,4%. Это связано со спадом в грузовых авиа- и морских перевозках. Столкнувшись здесь с трудностями в логистике, ростом цен и прочим грузы переходят на железную дорогу, которая гарантирует относительно быстрые сроки доставки и достаточно удобный и надежный сервис.
После восстановления морских и авиалиний часть контейнеров вернется на них, но у контейнеров в России в любом случае хорошие перспективы. Темпы их роста во многом будут зависеть от состояния российской экономики — чем больше высокомаржинальных, несырьевых грузов, тем выше доля контейнеров в общем грузообороте.
Удастся ли
РЖД
достичь целевых показателей к 2024 году по транзиту? Какое место в этом будет занимать международный транзит?
— Транзит на железной дороге — это перевозки в интересах среднеазиатских республик, лишённых собственного выхода к морям (в основном экспорт сырья Казахстана), и самое главное — контейнерные перевозки между Европой и Азией. В 2017 году их объём составил 417 тыс. TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера), в 2018-м — 557 тыс. TEU, в 2019-м — 581 тыс. TEU. За 4 месяца текущего года — 200 тыс. TEU. При сохранении динамики — а она растёт — за год получится более 600 тыс. С учётом того что майским указом президента (2018 год) поставлена задача к 2024 году увеличить транзит вчетверо (это примерно 1,7 млн TEU), пока темпы роста явно недостаточны.
По оценкам, на нашу железную дорогу можно дополнительно привлечь до 10% корейского и японского оборота, это 500 тыс. TEU. Плюс китайские грузы. Плюс естественный прирост экономик и, как следствие, перевозок. На недавнем совещании у президента по поддержке транспортной отрасли озвучили просьбу субсидировать транзитные тарифы, что может сделать перевозки через Россию значительно более привлекательными по цене. Добавьте сюда развитие сервисов: увеличение скорости прохождения составов, сокращение сроков оформления грузов, цифровизация и прочее. Если Минтранс и РЖД сильно постараются, выполнить президентскую задачу получится.
Как перестроится рынок грузовых автомобильных перевозок?
— Коронавирус осложнил их карантинными мерами, которые в первую очередь отразились на дальнобойщиках. Достаточно вспомнить ограничения на передвижение автотранспорта между субъектами РФ в самом начале пандемии или гигантские пробки из фур на границе Приморья с Китаем. Но постепенно весь этот негатив сходит на нет, и после снятия ограничительных мер автологистика восстановится в том объёме, в каком восстановится экономика. Ожидать каких-то принципиальных изменений и перестройки в отрасли под влиянием именно COVID-19 оснований нет.
Как изменится рынок грузовых авиаперевозок?
— Приблизительно половина грузооборота в авиации приходится на обычные пассажирские рейсы. Из-за резкого сокращения полётов отрасль в целом просела, например в апреле — на 13–14%. Если брать отдельно по компаниям, то какие-то в минусе ("Аэрофлот" на 51,1%), какие-то в плюсе ("Сибирь" на 46,4%), особенно хорошо выросли специализированные грузовые перевозчики ("Волга-Днепр" в 3,3 раза). Что касается будущих изменений из-за пандемии, то, как и в случае с автоперевозками, ждать чего-то принципиально нового здесь оснований нет.