На рынке недвижимости не хватает прорывных стартапов, заявил акселератор Glorax Infotech. Эксперты парируют: чему удивляться, если сама отрасль к ним не готова.
На первом этапе отбора в акселератор поступило сравнительно немного заявок от проектов, в основе которых технологии, связанные с искусственным интеллектом, машинным обучением, big data. Хотя рынок сейчас особенно нуждается именно в таких решениях.
Акселератор хотел увидеть инновационные решения на стадии минимальной жизнеспособности (MVP) с готовым бизнес–планом, а таких на рынке мало. Многие проекты не доживают до этого, отмечает директор iDealMachine Елена Силинская, потому что авторы не могут выстроить диалог с получателями. "Разработчики зачастую недостаточно глубоко изучают рынок, не взаимодействуют с потенциальными клиентами, точно не знают, будет ли проект востребован целевой аудиторией", — говорит она.
Еще одна причина — отсутствие инвестиций на ранних этапах со стороны консервативной строительной сферы. Обычно это большие деньги, которых у начинающих стартапов нет. Так, СЕО маркетплейса бытовых услуг на базе платформы Gorserv Андрей Яценко рассказал, что в раскрутку его стартапа 60 млн рублей инвестировала группа бизнес–ангелов. "Многое зависит и от амбиций разработчика: не ощущая спроса на свой продукт, предприниматели останавливаются на старте", — добавляет Алексей Гришин, СЕО HART Estate (технология ИИ для генерации дизайнов интерьера).
Это не значит, что цифровизация стройки не происходит. Компания "ПИК", например, заявляет об увеличении производительности за счет инноваций на стройплощадке на 49% и на заводах — на 45%. Но большие компании склонны развивать инновации внутри себя, а не привлекать стартапы со стороны. У строителей нет интереса и к uber–моделям, эта технология больше востребована в продаже недвижимости и ЖКХ. Крупные девелоперы стремятся к построению собственной экосистемы и расширению возможностей контроля качества, отмечает гендиректор агентства недвижимости ГК "КВС" Анжелика Альшаева. "В строительном бизнесе важна уверенность в качестве и сроках работ, цена проб и ошибок высока", — говорит она.
По словам директора бизнес–инкубатора "Ингрия" Елизаветы Уросовой, развивать IT–направление внутри фирмы, как правило, дороже и дольше, а при работе со стартапами можно увидеть больше решений и технологий и протестировать их в кратчайшие сроки. "Компании порой сохраняют скептическое отношение к открытым инновациям, не очень понимают их потенциальную эффективность", — соглашается Елена Силинская.
"Искусственный интеллект и big data — вершина передовых технологических процессов, к ним рынок еще не готов, конкретные задачи для их использования не намечены, поэтому и стартапы не могут предложить необходимый продукт", — считает гендиректор Технопарка Санкт–Петербурга Андрей Соколов.