В Северной столице открылись первые магазины новой торговой сети родом из Норильска — "Медведь". Впрочем, как ни странно, у компании можно найти и петербургские связи, ведь торговые точки заработали на территории, где ранее были магазины Ki–Market. Их основатель — бывшая жена владельца ООО "ТД Интерторг" (сети "СемьЯ" и Spar) Мушвига Абдуллаева (№ 30 в Рейтинге миллиардеров "ДП") — Инна Ким.
Магазины получили лишь новую оболочку — вывески и бренд.
Сеть Ki–Market заработала в городе на Неве в начале апреля — в помещениях, некогда принадлежавших "Интерторгу", а именно: на пр. Королева, 7; Варшавской ул., 65; ул. Лени Голикова, 27; ул. Токарева, 15. Первый магазин площадью около 2 тыс. м2 открылся на пр. Королева — на месте закрытого Spar.
"Анонсировалось открытие 20 магазинов в Петербурге площадью от 200 до 1200 м2. Концепция предполагала реализацию фермерских продуктов", — пояснили в агентстве JLL.
С 1 июня на месте Ki–Market работает "Медведь": где–то даже вывески с прежним названием с касс забыли (или пока не успели) снять, а оформление магазина по–прежнему напоминает знакомый всем Spar.
Руководитель торговой сети "Медведь" Фаиг Давудов сообщил "ДП": "Мы выкупили предприятие у Ki–Market, но не планируем занимать все их магазины".
Консультант торгового департамента компании JLL в Петербурге Александра Камаева уточняет, что далеко не все точки "Интерторга" на сегодняшний день заняты арендаторами, многие помещения вакантны и предлагаются до сих пор.
Само ООО "ТД Интерторг" было признано банкротом 24 февраля нынешнего года.
Сбербанк сразу активно приступил к взысканию задолженности с ООО "ТД Интерторг" и компаний, связанных с ним (сеть Spar). Так, в январе 2020 года кредитное учреждение предъявило семь исков к ООО "Евробизнес", ООО "Невская логистика", ООО "Адастра" и ООО "Инвестиционная строительная компания" в совокупности на 8,1 млрд рублей (см. "ДП" № 53–54 от 29 апреля). Участником всех четырех компаний, по данным ЕГРЮЛ, является Мушвиг Али Оглы Абдуллаев, ликвидатор ООО "ТД Интерторг", владеющий 100% его уставного капитала.
Добавим, что Абдуллаев также включился в процесс судов со Сбербанком. В конце мая им лично и совместно с ООО "Евробизнес" предъявлены иски к кредитному учреждению. Правда, пока подробностей в картотеке арбитражных дел нет.
Чем дальше в лес, тем больше медведей
Торговой сети "Медведь", как и ранее сети Ki–Market, принадлежит ООО "Батутный центр". По данным системы "Контур.Фокус", ранее учредителями являлись Инна Ким и Елена Шин, однако 18 мая 2020 года единственным учредителем и гендиректором стал Фаиг Шахлар Оглы Давудов. Он учредитель и гендиректор ООО "Медведь" в Норильске.
Давудов сообщил "ДП": "Сеть “Медведь” зародилась в Норильске 10 лет назад. Изначально и по сей день ее главными преимуществами являются мясо и рыба, в том числе северных пород, которая, как известно, высоко ценится и в России, и во всем мире. Сейчас “Медведь” выходит на новый уровень — открывается в Петербурге. С 1 июня в городе работают универсам и два супермаркета. До конца июня планируем еще три супермаркета. Параллельно ведем переговоры по стратегически интересным объектам. Всего в этом году намерены открыть 10 торговых точек. Мы стремимся к тому, чтобы продукция из Норильска, известная в Петербурге, а также новинки северных продуктов были доступны петербуржцам".
Консультант по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин считает, что открытие Ki–Market могло быть переходным этапом для сохранения торговых площадей. Возможно, владельцы решили объединиться с сетью из Норильска, сделав так, чтобы она вышла на рынок Петербурга.
"Я не знаю, насколько оправдан этот шаг для ретейла, но для бывших владельцев “Интерторга” — оправдан. Их бизнес долгие годы строился вокруг этой сферы, и естественно, что они не хотят совсем его потерять, пытаются удержаться. Обнулив все предыдущие обязательства перед поставщиками, они могут начать с чистого листа. Но по сути дела — это та же система и даже коллектив", — отмечает Лачугин. Он подчеркивает, что ни бренд Ki–Market, ни ООО "Батутный центр" юридически не связаны с Абдуллаевым, поэтому кредиторы не смогут обанкротить эту компанию.
Замдиректора департамента исследований Colliers International Ольга Убушиева считает, что присутствие в Петербурге продуктовых сетей из регионов невелико, им сложно конкурировать с крупными федеральными, у которых большие логистические, маркетинговые, кадровые и другие ресурсы, благодаря чему они могут регулярно обновлять ассортимент, концепцию и формат магазинов. "Пример региональной сети в Петербурге — дискаунтер “Светофор”, который вышел сюда 3 года назад. Некоторые сети (“Магнит” и “Красное и Белое”) уже сложно назвать региональными, хотя пришли они именно из регионов", — отмечает эксперт.
Действительно, концентрация федеральных сетей в Петербурге велика. У крупных ретейлеров (X5 Retail Group, "ВкусВилл", "Магнит", "Дикси") по несколько сотен торговых точек. А X5 Retail Group в прошлом году достигла максимальной 25%–ной доли рынка в городе, поэтому в отношении нее все еще действует предписание ФАС о приостановлении открытия новых точек. Да и региональные ретейлеры теряют свои позиции: в городе стали закрываться магазины "Лэнд" (один не проработал и полгода на месте Spar на Фурштатской ул.).
Банкротим всех!
Логичным продолжением действий Сбербанка стали иски о банкротстве, к примеру, компаний "Евробизнес" и "Невская инвестиционная компания". При этом по остальным арбитражным делам, где фигурирует связанная с ТД "Интерторг" группа фирм, заявлены ходатайства о приостановлении производства — до разрешения вопроса о признании "Адастры", Инвестиционно–строительной компании и "Евробизнеса" банкротами в рамках судебных дел. Действия Сбербанка можно расценить как дополнительную меру по обеспечению контроля кредитного учреждения над имуществом этих компаний. Таким образом, пока не возбуждено дело о несостоятельности только ООО "Невская логистика" — к нему предъявлен иск о взыскании задолженности по кредитному договору со Сбербанком на 1 млрд рублей.
Вместе с тем, как отмечает Денис Шестаков, партнер GRATA International St. Petersburg, кредитное учреждение контролирует этот процесс и старается сохранить за собой первенство в инициативе возбуждения банкротного дела "Невской логистики". В пользу такой версии говорят регулярные (каждые 15 дней) публикации на "Федресурсе" (реестр сведений о банкротствах) заявлений о намерении подать иск о несостоятельности должника (последняя публикация была 21 мая).
Из анализа открытых данных можно предположить, что "Невская логистика" является основным держателем активов компаний, входящих в одну группу с ООО "ТД Интерторг". Там достаточное количество имущества, привлекательного для сетевых ретейлеров, поясняет Шестаков. Резонно предположить, что конкуренты Spar могут быть заинтересованы в покупке этих активов. В этом случае Сбербанк может вести переговоры о продаже такого имущества. И на период этих переговоров "заморозил" возбуждение процедуры банкротства в отношении "Невской логистики".
Продажа имущества "Невской логистики" может быть проведена в разной форме: и самой компании, и требований Сбербанка к ней, и активов в счет расчетов по обязательствам "Невской логистики" перед Сбербанком. Однако при этом сделка должна быть структурирована и закрыта так, чтобы не оставить кредиторам и конкурсному управляющему ООО "ТД Интерторг" возможности ее оспаривания как недействительной — в частности, не должна содержать признаков преимущественного удовлетворения требований ООО "СКБ–Гранд" (процессуальный преемник Сбербанка в спорах с компаниями сети Spar) перед другими кредиторами.
Если же сделка не состоится, то, вероятнее всего, будет инициирована процедура банкротства "Невской логистики". В этом случае банк может понести существенные потери: обычно на торгах имущество продается с немалым дисконтом. Соответственно, интересант активов "Невской логистики" может рассчитывать на более низкую цену сделки.
"Вместе с тем нередки случаи, когда банк не допускает существенного снижения цены и после второго этапа торгов оставляет имущество за собой. И дальше ведет переговоры с интересантом о его продаже не как кредитор, а как собственник. Зачастую этому как раз предшествует перевод проблемной задолженности на структуру, контролируемую ООО “Сбербанк Капитал”, — ООО “СКБ–Гранд”", — говорит Денис Шестаков.
В контексте
Петербургскому ретейлу нездоровится уже не первый год. Конкуренция высока, а денег в кошельках населения больше не становится. С приходом коронавируса эти "хронические заболевания" рискуют только обостриться. Не исключены даже летальные исходы.
Как бы нас ни снимали с нефтяной иглы, добыча сырья остается стержнем российской экономики, а все остальные отрасли крутятся вокруг нее как планеты. В науке это называется "ресурсным проклятием". Из–за притока нефтедолларов аппетиты граждан к деньгам и потреблению растут, а производительность их труда — нет. Пространства для инвестиций в такой экономике хронически не хватает — конечно, кроме тех сфер, которые обслуживают текущие людские "хотелки".
Но деньги на все новые "хотелки" в таких системах имеет привычку внезапно заканчиваться. Так произошло в 2014–2015 годах, когда упали нефтяные цены и обострились внешнеполитические противоречия. С тех пор доходы не росли почти полдесятилетия. Все это время ретейлеры продолжали запускать новые магазины, распихивая друг друга локтями на тесных улицах Петербурга.
В 2019 году нервы сдали. Сначала закрылись "Лайм" и "Полушка", потом — крупный "Интерторг". Жить вольготнее рынок не стал, но теперь будет даже хуже. Ошибочно думать, что в кризис люди не смогут потреблять меньше продуктов питания. Еще как смогут! Уже в апреле оборот продовольственной розницы в Петербурге сократился на 4,1%. Это при том, что рестораны потеряли половину выручки, а значит, их бывшие клиенты, очевидно, готовят дома. Даже заряженные оптимизмом чиновники Минэкономразвития признают, что доходы населения по итогам 2020 года сократятся на 3,8% и не восстановятся до 2022 года. В ВШЭ считают, что провал будет в 3 раза выше. Долго прикрывать пустые залы и низкие чеки — кредитов не хватит.
Ретейлеры все еще пытаются очаровать ассортиментом и деликатесами, насколько это вообще возможно в условиях санкций и сокращения спроса (из–за этого, кстати, сильно страдает самобытный "ВкусВилл" — население больше не хочет переплачивать за красивую упаковку). Но это ли нужно потребителю? Уже не первый месяц партнеры (пока еще — не конкуренты) из сервисов по доставке продуктов питания множат выручку в разы. Просто потому, что вовремя поняли, куда дует ветер. Свои первые дарксторы сейчас запускает X5 Retail. Многие внедряют кассы самообслуживания.
Борьба за обедневшего потребителя будет тяжелой. Ретейлу пора кардинально меняться. Нельзя работать как в нулевых, когда на дворе уже двадцатые. Лишних денег — больше не будет.
Георгий Вермишев
“
Рынок находится в нестабильном положении. Открываться сейчас — смелое решение, нужно учитывать сильную конкуренцию на петербургском пространстве. Но кризис — и время для возможностей. Если сеть "Медведь" четко понимает свою стратегию, то время для выхода на рынок стратегически выбрано идеальное. В России, как и за рубежом, происходит сдвиг потребительского доверия к региональным сетям и местной продукции. Если компания предлагает интересную ассортиментную матрицу с северной спецификой — это однозначно привлечет покупателя.
Елена Пономарева
Генеральный директор "Лаборатории трендов"
“
Сейчас происходит много сделок слияния и поглощения. Компании, не сумевшие противостоять шоковым воздействиям, обретают новых собственников, меняют направление деятельности. Но в целом со временем рынок неизбежно восстановится под воздействием спроса. Надо быть готовыми к тому, что появятся новые игроки, начнется миграция бизнеса как из центра в регионы, так и наоборот — из регионов в центр. Так что заход на рынок норильской сети "Медведь" не выглядит странным. Любой кризис — это для кого–то проблемы, а для кого–то — "окно возможностей".
Алексей Коренев
Аналитик ГК "ФИНАМ"