Туристический блок Смольного получил нового руководителя, который намерен скорректировать вектор развития отрасли. Сергей Корнеев рассказал "ДП" о запросах путешественников поствирусного времени и особых заготовках комитета по развитию туризма.
Петербург в прошлом году посетили более 10 млн туристов. Сколько времени потребуется на возвращение к докризисным показателям?
— Экономика XXI века — это экономика впечатлений и туризма. Как говорил предыдущий генсек Всемирной туристской организации Талеб Рифаи, наш век — это эпоха двух революций: новых технологий и туризма. Если вирус будет побежден, то мы сможем, возможно, быстрее восстановиться — в идеале за год–полтора.
Сколько туристов можно будет привлечь в город?
— Наверное, через несколько месяцев, с учетом развития ситуации, мы будем предлагать корректировки в госпрограмму развития туризма. Очевидно, потребуются изменения, вызванные, с одной стороны, последствиями пандемии, а с другой — новыми задачами, которые ставятся на государственном уровне. Посмотрим, как изменятся показатели. Всемирная туристская организация, все наши зарубежные партнеры подчеркивают, что Петербург, являясь мировым туристским центром, по–прежнему находится в приоритете международных маршрутов и программ. Но главное — не растерять этот потенциал до открытия границ между странами.
Можно ли ожидать, что с учетом закрытых границ город сделает ставку на внутренний туризм?
— Безусловно, на внутренний туризм ориентируются во всем мире. Это и наш приоритет сегодня. Но Петербург очень интегрирован в международный туризм, на который у нас также уже есть стратегические планы, несколько заготовок, которые понадобятся сразу, как только ситуация в мире начнет стабилизироваться. Мы хотим сработать на опережение.
Какие именно это заготовки?
— Первая — введение с 1 января 2021 года единой электронной 16–дневной визы, действующей на всей территории России. Это по–настоящему революционное решение президента. Мы очень этого ждали. Тем более есть новое поручение главы государства — сформировать к 1 октября всю необходимую нормативную базу, что позволит нам уже в конце этого года выйти на международный туристский рынок с пакетными программами "Петербург + единая электронная виза".
Что будет кардинально нового, учитывая, что электронная виза действовала и раньше?
— Срок пребывания не превышал 8 дней, раньше электронная виза не позволяла выстраивать маршруты вокруг Санкт–Петербурга и включать другие регионы страны. 16 дней позволяют развивать наш город в качестве основной стартовой точки, например для речных круизов Петербург — Золотое кольцо — Москва, Петербург — Кижи, Валаам, Соловки, которые пользуются популярностью в мире и могут стать международным хитом. А это, в свою очередь, даст толчок развитию речной инфраструктуры города, поможет в том числе вернуться к вопросу о новом речном вокзале.
Мы планируем во всех форматах развивать комбинации "Петербург и Ленинградская область", "Петербург — Псков — В. Новгород", стратегические бренды "Серебряное ожерелье", "Русская Балтика" и "Русский Север". В поствирусном времени это будет актуально — экология, природа, чистый воздух. Это поможет развивать дальше Петербург в качестве международного travel–хаба и привлечь туристов в соседние регионы.
Срок действия электронной визы был единственной преградой для развития таких комбинированных пакетов?
— Электронная виза в общем–то это и хороший маркетинговый ход. Пришло подходящее время, за последние 20 лет была создана соответствующая инфраструктура: есть скоростная автодорога Москва — Петербург (М11), появились "Аллегро", "Сапсаны" и "Ласточки", современный аэропорт и пассажирский порт в Петербурге. К тому же перенос чемпионата Европы по футболу на 2021 год тоже позволяет нам продолжать рассказывать о Петербурге как о городе международного качества гостеприимства и как об одном из хозяев Евро–2021. Об этом надо не уставать напоминать и больше рассказывать. Быстрая, актуальная, современная, агрессивная в хорошем смысле слова информация — самый важный инструмент маркетинга в современном мире. Для восстановления отрасли мы видим два триггера — электронные визы и футбол.
Какие компании готовы организовывать круизы, например, по Балтике и на Север?
— Речь идет не только про круизную часть, это будет серия мультимодальных пакетных предложений с возможностью поездок разными видами транспорта. Если говорить про круизную часть, то наши партнеры остаются прежними — организаторы речных круизов "Водоходъ", "Мостурфлот" и другие, на Балтике — международный паромный оператор Moby Spl. Будем значительно активизировать работу с мировыми морскими круизными компаниями. Хотим сделать апдейт и апгрейт этих направлений, чтобы встроить в новую систему, привлечь дополнительный поток платежеспособных туристов. Это будет прорабатываться нами и на федеральном уровне, с Ростуризмом, Минтрансом и Росморречфлотом.
Сколько таких направлений насчитывается?
— Думаю, мы можем сформировать не менее нескольких десятков основных комбинаций. Это будут предложения как для организованных групп, так и для отдельных путешественников. Например, первый раз прогулялись по Петербургу, увидели Эрмитаж, Петергоф и Царское Село. В следующий визит тот же гость помимо Петербурга может посетить туристские центры Ленинградской области и Царскую дорогу. Мы должны так заинтересовать, "заинтриговать" гостя, чтобы он реально захотел посетить наш город и нашу страну еще множество раз.
Честно говоря, сложно представить, что в период после пандемии, даже при открытых границах, иностранные туристы поедут именно в Россию, а тем более на Север.
— У нас один из лучших аэропортов, речные круизы у нас одни из самых популярных и насыщенных по достопримечательностям в мире, например Золотое кольцо. Также выходят на линию новые речные суда, есть медицинско–оздоровительный туризм, связанный с экологией и отдыхом на природе. Мало кто помнит, что петербургский санаторно–курортный комплекс — один из крупнейших в стране и самый крупный в мире на наших широтах. Это около 13–15 тысяч мест размещения, больше 40 санаториев. Тема оздоровительных путешествий будет востребованной и у иностранцев, и у россиян.
И все же тяжело представить даже российских туристов, которые поедут в наши санатории.
— На самом деле у нас нет задачи затащить туристов в санатории. Но у нас есть уникальные лечебно–оздоровительные природные факторы и большое количество вариантов выбора разных здравниц с разным уровнем сервиса и ценами. Мы можем предоставить путешественникам и этот вариант. Считаю, что российский турист "вырос". По своим требованиям в принципе он давно не сильно отличается от иностранного.
А иностранные туристы — это для вас кто?
— Наша целевая аудитория — это и Европа, и США, и Ближний Восток. Исторически туризм в Петербурге получил новый толчок к развитию в 2000–е годы с американских и европейских пенсионеров. Теперь должны приехать их дети со своими семьями — они более платежеспособны, при этом путешествуют чаще и больше. Туристов из стран Персидского залива немного, но и они привлекательны для отрасли с точки зрения среднего чека. Жители Азии (Япония, Корея, Китай, а также Вьетнам, где растет средний класс) все больше начинают путешествовать по Европе, и Петербург тоже становится им интересен. В декабре Ростуризм проводил серию презентационных мероприятий в этих странах — "Россия 2020. Евро в подарок", которые показали растущий интерес Азии к Северной столице. Жителям Азии любопытна наша природа — она для них экзотична. Есть и еще один триггер — снижение курса рубля.
В последнее время национальная валюта, напротив, укрепляется.
— Не исключаю, что рубль вернется к тем же показателям, что были. Но любая экономическая ситуация — как две стороны одной медали. Снижение курса почти никого не радует, но делает поездки в Россию более экономически привлекательными. В поствирусном мире это будет одним из важных определяющих факторов. Мы должны использовать любые возможности и будем готовить различные экономичные предложения по путешествиям, которые уже обсуждаем с авиаперевозчиками, РЖД, Пулково и "Морским фасадом".
Иными словами, турист прилетает в Пулково, а затем может продолжить путешествие морским или речным путем?
— Да, так. Нам пока сложно представить, каким будет портрет туриста после COVID–19. Но три момента для отдыха уже можно отметить — он должен быть активным, природным и оздоровительным. Именно поэтому и важно развивать комбинации предложений с путешествиями по всему Северо–Западу.
Ну и, конечно, турист будет более внимательно относиться к безопасности. С Ростуризмом, международными организациями прорабатываем возможность введения добровольной системы классификации объектов индустрии гостеприимства — знаков Safetravels. Петербург должен стать пилотным городом. Подобные знаки, в частности, рассматривает для использования Всемирный совет по туризму и путешествиям. Тогда участники туротрасли — отели, рестораны, авиакомпании, круизные компании, туроператоры, магазины, транспорт и аэропорты — смогут использовать знак после внедрения определенных мер безопасности и гигиены труда.
Есть понимание, надо ли менять логотип Петербурга?
— Выскажу свое личное мнение. Я участвовал с самого начала в обсуждении проекта по разработке метабренда. Это серьезный проект. Визуализация в концепции не является ключевым вопросом. Но именно она всегда привлекает внимание, это всегда риск, всегда "вкусовщина", которая практически всегда вызывает огонь критики. Вспомните историю с Эйфелевой башней, которая вначале не была признана парижанами. А в 1970–е годы было модно делать туристские лого в виде детского рисунка — так было, например, в Стокгольме и на Майорке. Это ругали, затем признали, а затем посчитали устаревшим.
У нашего города есть множество образов, которые зарекомендовали себя. Например, "белые ночи Петербурга". Как природное явление белые ночи есть и в Стокгольме, и в Хельсинки, и везде в наших широтах. А в регионах за Полярным кругом вообще есть полярный день. Но именно здесь, в Петербурге, великие поэты и писатели разглядели романтический образ белых ночей и рассказали о нем.
Петербургский бренд будем тестировать: приживется ли он в нашем замечательном и великом городе. Города и страны периодически требуют туристического ребрендинга. Это нормально, потому что меняются вкусы и интересы гостей.
А у вас есть любимый маршрут из Петербурга на Север?
— Я был практически везде на Северо–Западе и не могу выделить какой–то регион. Маршрут "Петербург + Ленинградская область + “Серебряное ожерелье”" — проект мирового класса. Да и вообще у нас на Северо–Западе абсолютно уникальный набор интересных мест для самого любопытного и самого искушенного путешественника, при этом создана современная доступная транспортная сеть, приличный уровень сервиса. Мы активно взаимодействуем с Москвой, регионами ЦФО, в частности входящими в Золотое кольцо России. Уверен, через 2–3 года все эти маршруты, проходящие через основной туристский "магнит" — Санкт–Петербург, будут в мировом топе, если у нас получится реализовать свои амбиции.
Повторюсь: для Петербурга главная задача — создать уникальное и постоянно обновляющееся туристское меню, чтобы к нам возвращались снова и снова.