Минкомсвязь хочет разрешить использовать портал "Госуслуги" для проведения онлайн–голосований в многоквартирных домах.
"Почему мы в эту историю включаем “Госуслуги”? Это платформа, которой доверяют граждане. Большое количество людей ежедневно пользуются порталом, данные защищены, а мошенничество с голосами невозможно", — заявил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Андрей Черненко (на фото).
Эксперты согласны, что идея хорошая, но вопрос в том, как ее воплотить. "В Москве для онлайн–голосований используется портал “Мосуслуги”, на котором нет верификации горожан. Это дает возможность манипуляций, — поясняет сопредседатель Союза потребителей России, руководитель школы ЖКХ Анатолий Голов. — “Госуслуги” могут помочь решить наиболее острую проблему для ТСЖ, ЖСК — найти собственника квартиры, не имея на руках почти никакой информации о нем. Однако отсутствие верификации может привести к тому, что УК сможет с легкостью подделывать итоги голосования".
Похожий функционал существовал в рамках системы ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru), однако широко не использовался. Кроме того, на сервис поступали многочисленные жалобы.
"Закон требует от председателей советов домов подгружать в сервис документацию, но технически в некоторых случаях это невозможно, — комментирует юрист организации потребителей “Справедливость” Николай Тямшанский. — А неразмещение материалов влечет административное наказание". Эксперт опасается, что переход на "Госуслуги" может повлечь схожую проблему.
Сегодня решения для онлайн–голосований предлагает ряд ИТ–компаний. Гендиректор ООО "Домсканер" Константин Орлов отмечает, что они более ориентированы на клиента, чем "Госуслуги", поэтому госсервис не должен стать серьезным конкурентом для них. "Но законодательство разрешает голосовать на госсайтах сразу тем, у кого есть аккаунт. А для других ресурсов нужно сначала провести традиционное общее собрание жителей. В этом есть доля неравной конкуренции", — считает он.
"Понадобятся годы и большие усилия в повышении качества управления МКД, чтобы электронное голосование нашло широкое распространение", — добавляет гендиректор и совладелец НРК — Р. О. С. Т. (обслуживает 18 многоквартирных домов в Петербурге) Олег Жизненко. С этим согласны и в "РосКвартале", где сетуют на недоверие горожан к цифровым сервисам и низкую компьютерную грамотность.
Елена Кузьмина, заместитель гендиректора по эксплуатации и управлению комплексами АО "Сервис–Недвижимость" (группа "Эталон"), отметила, что пока процент решений по электронному голосованию очень низкий: среди домов под управлением компании только в одном жильцы согласились использовать платформу. В УК "Управление комфортом" (группа RBI) к конкуренции сервисов относятся позитивно. Гендиректор компании Игорь Синькевич считает, что это шанс пересмотреть имеющиеся цифровые решения и сделать их более удобными.