Эксперты оценили общую ситуацию на энергетическом рынке и рассказали о возможных последствиях для страны низкого спроса на нефтепродукты.
По экспертным оценкам, низкий нефтяной спрос может обернуться для России снижением ВВП на 5–13%. Причем эти цифры не учитывают влияния пандемии и средств, потраченных на борьбу с ней. Причина столь значительного снижения кроется в резком сокращении программ инвестирования и практически полном отсутствии заказов со стороны нефтегазовой промышленности смежным отраслям. В то же время Центральный банк оценивает возможное падение ВВП в 4–6%.
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогноза (ЦМАКП) "Сколково" говорят о более серьезных последствиях кризиса для России, нежели для остального мира. По их мнению, карантин приостановил работу практически всех ведущих предприятий, а где–то и целых секторов промышленности. Сюда добавляется падение спроса на нефть и резкое снижение цен на нефтепродукты, все это в условиях крепко устоявшейся, но давно устаревшей экономической системы, завязанной на нефтяном комплексе. В результате большая часть этих предприятий может просто не вернуться к прежним оборотам производства.
Аналитики сегодня рассматривают три основных сценария развития событий. Оптимистичный подразумевает, что цена за баррель нефти останется примерно такой же, как сегодня, а доход от экспорта уменьшится на 2,5% по сравнению с предыдущим годом.
Нейтральный сценарий включает падение цен до $20–22 за баррель в условиях неполного соблюдения договора ОПЕК+, вследствие чего произойдет резкое падение экспортных доходов. При негативном сценарии начинается добыча нефти в прежних объемах всех производителей и развязывается ожесточенная борьба за рынки сбыта, причем баррель Urals дешевеет до $13–15. В финале этих событий федеральный бюджет лишится трети всех доходов от экспорта нефтепродуктов.
Читайте также:
Биржевая сводка
Нефть поддерживает рынок, но этого мало
Министр энергетики России Александр Новак верит в оптимистичный исход: "Конечно, период балансировки — небыстрый, хочется верить, что рынок будет окончательно сбалансирован к концу года. Сокращение запасов в хранилищах должно начаться уже во втором полугодии этого года, но в текущих условиях неопределенности цены прогнозировать смысла нет".