Вопреки прогнозам доля трансграничной торговли во время карантина не снизилась. Причина проста: в Китае, из которого идёт наибольший трафик, жёсткие ограничительные меры были введены и сняты раньше, чем в России. Единственный фактор, на который оказал влияние вирус, — объём экспортируемой продукции. Он упал из-за снижения темпов производства в Поднебесной.
Между тем для внутреннего рынка онлайн-коммерции наступили хорошие времена. В Петербурге многократно выросло количество покупок товаров для дома, одежды и косметики. Кроме того, большое количество представителей малого и среднего бизнеса начали осваивать онлайн-канал и открывать свои странички на маркетплейсах. Количество продавцов из Петербурга в онлайне выросло на 130%.
Позитивный настрой
Компания ResearchMe и AliExpress Россия провели исследования потребительского поведения петербуржцев во время карантина с марта по май и измерили индекс потребительского настроения. Как выяснилось, в плане потребления большинство горожан сохраняют позитивный настрой. Наибольшая доля опрошенных петербуржцев (35%) заявила, что планирует отпуск в ближайшем полугодии. Причем 25% опрошенных заявили, что намерены поехать отдыхать за границу.
Во время карантина жители города увеличили траты по некоторым категориям товаров. Например, на 22% выросло потребление товаров для дома, на 9% вырос интерес к сезонной одежде и обуви, на 8% — на товары для красоты и здоровья, и по 7% — на бытовую технику и гаджеты.
49% опрошенных в ближайшие полгода планируют активно покупать одежду и обувь, 39% — товары для дома, 23% — товары для красоты и здоровья, 20% — на гаджеты.
Примечательно, что наибольшая доля опрошенных (40%) заявила, что намерена продолжать потреблять онлайн и после карантина. В качестве самой частой причины для этого называлось удобство. Каждый четвертый заявил, что продолжит покупать на маркетплейсах, потому что там чаще встречаются скидки. Только 5% опрошенных заявили, что и раньше покупали онлайн.
В топ товарных категорий по Петербургу в целом попали смартфоны, товары для чистоты и уборки, платья (включая одежду для беременных и детскую одежду), наушники, ТВ, бортовые компьютеры, футболки и рубашки, женские и мужские сумки, мыши и клавиатуры, а также электронные тонометры. Аналитики отмечают, что по сравнению с прошлым годом из топа пропали носимые гаджеты. В количественном выражении во время карантина самыми популярными стали в большинстве своём товары для женской аудитории: спортивные топы для занятий йогой, винтажные украшения, женские кроп-топы, гель-лаки, пульсометры, трафареты для дизайна ногтей, магнитные детские конструкторы, ультрафиолетовые лампы, тканевые маски для лица и женские рюкзаки.
Самой необычной покупкой в Петербурге на маркетплейсе стал токарный станок стоимостью $2 тыс. Директор по взаимодействию с государственными органами "AliExpress Россия" Сергей Лебедев объяснил такую покупку тем, что сейчас площадкой всё чаще пользуются представители бизнеса и такой товар, скорее всего, приобретался как инвестиция в какое-то предприятие.
"Во время пандемии на площадке увеличилось количество представителей бизнеса, которые начали с помощью маркетплейса распространять свои товары онлайн. Так, во время периода самоизоляции количество продавцов из региона выросло на 130% и составило в общей сложности 1,5 тыс. Радует, что большинство из них — это представители малого и среднего бизнеса", — поделился он во время совместной онлайн-конференции ResearchMe и "AliExpress Россия".
Куда двинется онлайн-ретейл
"Пандемия изменила отношение к онлайн-покупкам. Распробовав интернет-торговлю, люди вряд ли откажутся от неё в будущем. Так, мы прогнозируем дальнейший рост спроса на важные товары, такие как одежда, обувь и товары для дома. Следует отметить, что мы заметили увеличение веса посылок у россиян, то есть люди теперь не покупают какую-то мелочь вроде небольших аксессуаров, а предпочитают делать более значимые и крупные покупки. Кроме того, намечается тренд разумного потребления: россияне часто выбирают товары исходя из выгоды их приобретения и наличия скидок, а также приобретаются товары, которые действительно необходимы в повседневной жизни", — добавил Сергей Лебедев.
По его словам, пандемия не оказала влияния на скорость доставки из Китая. Единственный фактор, который повлиял на трансграничную торговлю, — товарный дефицит, который возник в результате снижения объёмов производства в Китае из-за коронавируса. Лебедев отметил, что китайское правительство ввело жёсткие ограничительные меры намного раньше, чем в России, а к тому моменту, когда локдаун накрыл нашу страну, в Китае, наоборот, уже начались улучшения эпидемиологической обстановки.