Покупатели токенов ФК "Барселона" всего за пару дней удвоили вложения. Выпуск спортивных криптовалют становится все популярнее. Но купить можно и акции.
Биткоин не выдержал risk off на фондовых рынках и повалился вниз, к отметке $9000 (цена на момент написания публикации — $9188, –5,3% за неделю). Увы, все более очевидной становится корреляция главной криптовалюты с индексом S&P, тогда как золото, наоборот, ушло в противофазу и потихоньку дорожает ($1 782 за унцию, +0,7% за неделю).
"Мы видим последовательно более низкие максимумы и минимумы. Биткоин балансирует на важном рубеже, уверенное пробивание которого может спровоцировать усиление распродаж, — указывает Александр Купцикевич, ведущий аналитик FxPRO. — Падение S&P 500 ниже порогового уровня 3000 пунктов может стать триггером распродажи рисковых активов, к которым институциональные инвесторы причисляют биткоин".
Вообще, чтобы понять, как может использоваться биткоин, стоит обратиться к свежему экономическому опыту Зимбабве. 27 июня правительство страны приостановило работу всех систем мобильных платежей в попытке замедлить обвал национальной валюты. Среди заблокированных приложений оказался популярный у местных жителей сервис EcoCash, который они используют для покупки биткоина. После этого его курс в стране превысил рыночный в среднем на 18%, а где–то достигал и $17 260.
300 млн пользователей
Хорошая новость пришла от PayPal. В 2017 году компанию корили за то, что она без разбору блокирует счета, как–либо связанные с криптовалютой. А теперь все наоборот. Согласно источникам CoinDesk, в течение нескольких месяцев платежный гигант PayPal (свыше 300 млн пользователей по всему миру) может внедрить поддержку цифровых денег. Клиенты сервиса получат кошельки для хранения криптовалюты, а также возможность покупать и продавать ее. Косвенно информацию подтверждает и то, что компания ищет блокчейн–разработчиков.
"Новость эта так прогремела прежде всего по той причине, что PayPal всю дорогу твердил нам, что биткоин — это скам, а теперь резко переобулся в полете, — комментирует Мария Станкевич, директор по развитию биржи EXMO. — В США уже есть компании, которые успешно торгуют битками, при этом обладая финансовыми лицензиями, это те же Square или Robinhood. Но это еще и огромный приток клиентов. Представьте себе 300 млн обладателей смартфонов, которые решили прикупить биткоина на $10–20. Спрос, конечно же, взлетит до небес, а это значит — взлетит и цена".
О реальных намерениях PayPal достоверной информации немного, осторожен аналитик EXANTE Виктор Аргонов, но, если компания действительно имеет такие планы, это будет большим толчком для массового принятия крипты. "Для многих жителей западных стран PayPal так же привычен, как для россиян Сбербанк–онлайн, тогда как криптообменники остаются экзотикой. В перспективе упрощенный доступ может сподвигнуть людей к покупке криптовалют. Приток пользователей PayPal в крипторынок может существенно увеличить его капитализацию, а также позитивно сказаться на котировках", — говорит Аргонов.
Игра в криптомяч
Пока из–за пандемии футболисты никак не могут нормально сойтись на полях футбольных, борьба разворачивается на поле финансовом. Все больше клубов выпускают собственные токены на блокчейне, привлекая таким образом дополнительные средства.
Последним класс показал ФК "Барселона", разместивший на прошлой неделе свои токены на $1,3 млн. Польза от монет вполне конкретная: покупка позволяет голосовать в опросах о жизни клуба, посещать VIP–ложу, некоторые домашние матчи бесплатно, а также обменивать токены на коллекционные товары.
Те, кому удалось купить токены по $2,26 (это было сложно из–за технических накладок), уже через день разбогатели в 2,5 раза, поскольку цены выросли до $6. Сейчас цена скорректировалась, токен BAR торгуется по $4,92.
Партнерами ФК "Барселона" выступили финтех–компания Chiliz и блокчейн–платформа для голосования Socious (там уже есть проекты "Атлетико Мадрид", "Галатасарай", "Пари Сен–Жермен", "Рома", "Ювентус").
Но на рынке это далеко не единственный подобный проект. Например, компания Sorare развивает футбольные токены немного по другой модели: там создали целый игровой проект, в котором можно использовать записанные в блокчейне коллекционные карточки различных клубов. С компанией уже сотрудничают как ведущие мировые клубы, так и российские, в том числе "Локомотив", "Спартак" и ЦСКА.