Из–за пандемии иностранные инженеры курируют постройку судов в Петербурге и области только удаленно. Сроки сдачи кораблей могут быть снова сдвинуты.
Правительство РФ своим распоряжением 25 июня смягчило ограничения на въезд в страну для высококвалифицированных иностранных специалистов. Им разрешено разовое пересечение российской границы на основании особого списка, который сформируют и направят в ФСБ и МВД региональные власти.
Этот вопрос особенно актуален для судостроительной отрасли Санкт–Петербурга и Ленинградской области. На местных верфях зарубежные инженеры (в основном европейские) курируют установку и наладку иностранного оборудования на рыбодобывающих судах по гражданским заказам. Из–за коронавируса они весной уехали из России и пока не вернулись.
В Росрыболовстве рассчитывают, что коронакризис не вызовет сильного отставания в постройке промысловых судов. Вместе с тем в ведомстве еще в апреле заметили, что на некоторых заводах наблюдается отставание от графика.
Причина не главная, но важная
В рамках программы инвестиционных квот на российских верфях запланировано строительство 43 рыбодобывающих траулеров общей стоимостью около 166 млрд рублей. Из них 28 должны быть возведены в течение 5 лет на верфях Санкт–Петербурга и Ленинградской области: 14 — на Северной верфи, 10 — на Адмиралтейских верфях, четыре — на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ), подсчитали в Ленинградской областной торгово–промышленной палате (ЛОТПП). Все эти три завода входят в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
Кроме того, под инвестквоты по крабовым аукционам строятся еще 35 судов. Плюс три краболова возводит Ленинградский судостроительный завод "Пелла".
Цель федеральных властей заключается в том, чтобы стимулировать рыболовов размещать заказы на постройку судов на отечественных верфях, а не за границей. Мотивирующим фактором стали объемы квот на вылов рыбы и крабов. В свою очередь, судостроительные заводы, которые годами работали только на оборонную промышленность, получили наконец гражданские заказы.
Но опыта постройки рыбодобывающих судов у отечественных верфей не было. Поэтому проекты были выбраны в основном норвежские, а "начинка" — из целого ряда европейских стран.
"С одной стороны, использовать международный опыт — это хорошо. Но это же оказалось и проблемой. Например, нужно задействовать в работе специалистов разных стран. Кроме того, каждая рыбодобывающая компания выбирала свой проект, у каждого свое видение, как его судно должно выглядеть. И для ОСК это оказалось непростой задачей. Проекты шли, мягко говоря, не как по маслу", — говорит исполнительный директор ЛОТПП Игорь Муравьев.
По его мнению, отъезд иностранных инженеров и наладчиков ситуацию объективно ухудшил. "Это, конечно, не единственная и не самая главная причина смещения сроков. Но она, несомненно, важная, — говорит Игорь Муравьев. — Нельзя сказать, что верфи встали: что–то делается и дистанционно. Но присутствие иностранных специалистов все же необходимо. К примеру, если судно уже на плаву и на него устанавливается электроника, такой проект ведут два–три зарубежных специалиста. В установке двигателя участвуют еще двое–трое. В “мирное” время они выполняют эту работу и уезжают, потом появляется другая группа. Весной же это стало невозможно".
В пресс–службе Адмиралтейских верфей "ДП" сообщили, что ведут строительство кораблей и судов, в том числе в рамках гособоронзаказа, и "в связи с этим предприятие привлекает на работу специалистов, имеющих гражданство РФ". Из этого можно сделать вывод, что нерезидентов Адмиралтейские верфи вообще не нанимают. На заводе "Пелла" от комментариев отказались.
Оказался "заперт" в Исландии
Что касается Северной верфи, то она устанавливает на строящиеся рыболовецкие суда достаточно большой объем иностранного оборудования. Оно, в частности, связано с добычей и переработкой рыбы.
"По условиям контрактов шеф–монтаж этого оборудования и его пусконаладку должен выполнять непосредственно сам изготовитель. Поэтому нам необходимо личное присутствие иностранных специалистов для реализации этих задач", — рассказали "ДП" в пресс–службе предприятия.
Там уточнили, что главный конструктор проекта траулеров, которые строит Северная верфь, пока "заперт" в Исландии. "Консультации с ним велись по видеоконференцсвязи, но избежать задержек передачи рабоче–конструкторской документации от проектанта все–таки не удалось. Это, конечно, сказывается на сроках строительства", — отметили в Северной верфи. Там добавили: с поставщиками оборудования, находящимися за рубежом, завод все время на видеосвязи и то, что можно было выполнить без их личного присутствия, петербургские судостроители старались делать сами.
Иностранные наладчики смогут приехать не раньше августа–сентября, полагают на предприятии. Это зависит от эпидемиологической ситуации по обе стороны границы.
У Северной верфи заключены контракты с группой "Норебо" на строительство 10 траулеров проекта 170701 и четырех ярусоловов 200101. До конца июля планируется начать строительство шестого траулера. Первый из них должны передать заказчику в 2021 году.
Завод также строит четыре ярусолова для РК "Вирма" ("Гандвик–1", "Гандвик–2", "Гандвик–3") и ООО "Глобус ("Марлин"). Первый ярусолов необходимо передать заказчику в начале 2021 года.
Как наверстать упущенное
Портфель заказов ВСЗ состоит из современных траулеров–процессоров. Их оборудование крайне сложное и технологичное, а также на 85% импортное (ввиду отсутствия отечественных аналогов). "Поэтому присутствие иностранных специалистов при шеф–монтаже и пусконаладке для нас крайне важно, в том числе для сохранения гарантии производителя", — рассказали "ДП" на предприятии.
По оценке ВСЗ, сейчас особенно необходимо это присутствие на готовящемся к ходовым испытаниям головном траулере "Баренцево море", который выборгский завод строит для архангельского тралового флота. На данный момент в рамках проекта идет финальная проверка совместимости и запуск всех необходимых механизмов и систем.
Число иностранных белых воротничков на разных проектах отличается в зависимости от размера и насыщенности судна.
"В проектах ВСЗ речь идет о 30–70 специалистах. Ввиду того что верфь Выборга специализируется на высокоспециализированных единичных или мелкосерийных судах (ледоколах, судах снабжения, рыбопромысловых судах), импортное оборудование там может составлять от 60 до 90%", — уточнили в пресс–службе ВСЗ.
Там с сожалением констатируют, что форс–мажорная ситуация, связанная с эпидемией, не могла не отразиться на графиках постройки судов. "Однако ввиду того, что мы не знаем точной даты снятия всех ограничений и открытия границ (а она постоянно сдвигается), четко сформулировать срок задержки на данный момент не представляется возможным", — сказали в ВСЗ.
Сейчас на верфи Выборга идет параллельная постройка восьми траулеров проектов КМТ01 и КМТ02. В 2020–2021 годах ВСЗ планирует передать заказчикам не менее трех–четырех судов данных проектов.