Спектакль-экскурсия Театро Ди Капуа по местам партии "Народная воля".
Есть такой новый жанр — спектакль–экскурсия. Он экспортирован в наши края, кажется, в 2014 году, когда Rimini Protokoll адаптировали к Петербургу свою знаменитую прогулку "Remote…". Этот жанр хорошенько "размят" фестивалем "Точка доступа" (походами по спальникам юго–запада, автобусными поездками с Антоном Адасинским и пр., и пр.), семичасовым спектаклем–променадом по Хармсу "Маршрут Старухи", Pop–up театром Семена Александровского. Мы уже привыкли, что в спектаклях–прогулках то наливают (разумеется, в строго определенных местах с исключительно художественными целями), то предлагают искусно сконструированный саунд–дизайн, то поют и пляшут, то устраивают нечто квестоподобное, в общем, всячески используют театральные, диджитальные и социально–игровые технологии.
Не то в "спектакле–экскурсии по местам партии “Народная воля”". Созданный по следам едва ли не самого известного спектакля–квартирника Театро Ди Капуа "Жизнь за царя", который получил полный букет театральных премий от "Прорыва" и "Золотого софита" до "Золотой маски", он полностью лишен бешеной, едва ли не карнавальной театральности и музыкальности первоисточника.
В "антикризисно–изоляционном" проекте, позволяющем соблюдать так называемое социальное дистанцирование, задействованы только олдскульные приемы. Двое актеров — Илона Маркарова и Павел Михайлов — встречают экскурсантов у Дома–музея Достоевского. Во внутреннем дворике запросто, безо всякого звукоусиления и специальной театральной подачи начинают рассказ с соседа Достоевского, коим оказался народоволец Александр Кирпичников. Илона Маркарова сообщает общеизвестные (хотя кому сейчас что–либо общеизвестно?) факты из истории партии "Народная воля", Павел Михайлов читает — уже "с подачей" — выступление другого народовольца — Баранникова на суде. У черного хода в конспиративную квартиру Геси Гельфман или у дома, где делали бомбы Вера Фигнер и Александр Квятковский, артисты меняются: она читает пространные выдержки из речей, писем или воспоминаний, он рассказывает, потом наоборот.
Во время переходов упоительно путаными проходными дворами — прямо по заветам главного конспиролога–народовольца Александра Михайлова "Дворника" — экскурсантам предлагается слушать аудиофайлы, скачанные на телефоны. Письма Льва Толстого Александру III и Николаю II, выступление Софьи Бардиной на суде и памфлет Сергея Степняка–Кравчинского "Смерть за смерть", "Катехизис революционера" Нечаева и Бакунина — просто классические тексты, без музыкальных "подложек" и других ухищрений. На Семеновском плацу, то есть на ступеньках нынешнего ТЮЗа им. Брянцева, артисты останавливаются. Чудовищные подробности повешения пятерых народовольцев, реакция зевак, письма Кибальчича и Фигнер, выступления Перовской и Желябова сплетаются в красноречивую картину давно ушедшего мира.
Но ушедшего ли? Едва ли не главным действующим лицом спектакля становится город, совсем небольшая его часть вокруг да около Загородного проспекта — с его парадными фасадами и темными в любое время суток закоулками, кислотно раскрашенными подворотнями и внезапными новостроями, облезлыми брандмауэрами, тощими сквериками и бесчисленными окнами. Какие из них видели народовольцев? В какие окна заглядывали сами революционеры, высматривая условленные знаки? Не те ли обыватели, что и нынче, сновали по дворам с детьми и собаками в 1881 году? Не та ли история противостояния юных идеалистов и государственной "машины" разворачивается полтора века спустя — пусть и с другими именами и совсем другими деяниями?
В спектакле нет ни единого слова о "наших днях". Все эти и многие другие вопросы задает лично Петербург, вступая в парадоксальный, но настойчивый диалог с подчеркнуто литературными, архаично–красноречивыми, при этом ужасающе современными текстами народовольцев, Льва Толстого, Петра Гнедича, Алексея Суворина, передающего свой разговор с Достоевским и проч., и проч. Ради этого диалога — ну и ради того, чтобы связать в историю "общеизвестные" факты, — на экскурсию Театро Ди Капуа нужно идти. Ближайшие показы 15 и 16 июля в 20:00.