Предупреждали ведь, что длительный карантин приведет к серьезным психологическим отклонениям.
В самом начале коронавирусной пандемии психологи и психотерапевты предупреждали, что длительный карантин, перевод на удаленную работу и массовые увольнения, а также неизбежное ухудшение материального положения добром не кончатся. Так оно и случилось. Правда, речь шла о возможных индивидуальных психических отклонениях. Но, видимо, количество перешло в качество. Мир, похоже, рехнулся.
Катализатором массового психоза стало убийство полицейскими чернокожего рецидивиста Джорджа Флойда при мотивированном задержании. Видео преступления появилось в интернете, быстро стало вирусным и спровоцировало протестные выступления. В принципе, полицейские в США убивают около 1000 человек ежегодно, и примерно четверть из них — чернокожие. Протестные выступления тоже не новость, но обычно они относительно немногочисленные, сугубо региональные и сводятся к банальным погромам и грабежам магазинов.
В этот раз случилось иначе. К чернокожим подключились белые и все остальные тоже. Сначала по традиции грабили, жгли и ломали. Потом появились идеи. Появилась тема — "Жизни черных имеют значение" (Black lives matter). Благодаря социальным сетям, Twitter любое высказывание с данным хештегом, в том числе любая глупость, становилось доступным миллионам. Соцсети, кстати, играют в происходящем не последнюю роль, потому что привычный хайп и игру на тщеславии — лайки, репосты, просмотры — никто не отменял. И народ начал креативить всерьез. А через некоторое время именно белая и небедная либеральная молодежь стала основной движущей силой протестов.
Первыми жертвами стали полицейские (здесь есть логика) и памятники (?!!!). После начавшегося давления глава Миннеаполиса решил вообще распустить в городе полицейский департамент, назвав это актом искупления вины белых перед чернокожими. Компании, производящие игрушки, стали убирать фигурки полицейских из своих конструкторов. А сами полицейские начали массово вставать на колени перед протестантами.
В Сан–Франциско демонстранты снесли памятник автору гимна США. В Вашингтоне протестующие предприняли попытку снести памятник седьмому президенту США Эндрю Джексону. Требуют снести памятник Аврааму Линкольну, который был автором закона об отмене рабства. Были атакованы памятные сооружения 18–му президенту Улиссу Гранту. В Сент–Луисе местные власти приняли решение демонтировать памятник Христофору Колумбу, стоявший там последние 140 лет. На Аляске требуют снести памятник правителю русских поселений в Северной Америке в конце XVIII — начале XIX века Александру Баранову. Там же, в Анкоридже, подготовили петицию за демонтаж памятника британскому мореплавателю Джеймсу Куку. Сегодня в США около сотни разбитых памятников. Покушаются на гору Рашмор — на которой высечены портреты американских президентов. Индейцы хотят вернуть горе историческое название и разрушить памятник.
Но памятниками не ограничиваются. Фильм "Унесенные ветром" популярный сервис HBO удалил из каталога как провоцирующий расистские выступления. А спортивная радиостанция NBC объявила расистом и уволила своего комментатора за одну строчку в Twitter. На просьбу оценить лозунг "Жизни черных имеют значение" он написал: "Все жизни имеют значение".
Twitter исключил из своих программных кодов такие термины, как "черный список", "раб" и "хозяин". Газета New York Times изменила правила написания слова "черный". Теперь они будут писать его только с большой буквы. Компания Dreyer's выступила с заявлением о смене названия своего фирменного эскимо. Чтобы не унижать эскимосов. Французская компания L'Oreal уберет из названий своих кремов и лосьонов слова "белый", "светлый" и "осветляющий". Австралийцы предлагают отменить в шахматах правило первого хода для белых. Чернокожие студенты калифорнийского колледжа требовали преференций на экзамене из–за травмы, нанесенной смертью Флойда. Профессор–экзаменатор ответил: белые ученики могут быть расстроены этим не меньше, чем афроамериканцы. Он был обвинен в дискриминации и уволен. Нашлись люди, потребовавшие выплаты компенсаций афроамериканцам за рабство их предков.
Европа решила не отставать от Америки. Были атакованы сотни памятников. В британском Бристоле снесли памятник английскому работорговцу, жившему в XVII–XVIII веках, и сбросили его в реку. Изгажен памятник Черчиллю и многим другим британским государственным деятелям. В Брюсселе переименуют 11 проспектов, названных в честь колонизаторов. Теперь они будут носить имена феминисток и активистов. В Париже в Музее примитивного искусства чернокожий мужчина обвинил французов в грабеже и отодрал от постамента надгробный столб народа бари. Вынести скульптуру не удалось. Но в Сети появились уже сотни призывов к африканцам — явиться во все музеи и забрать свое.
Престижнейший Итон, выпускниками которого являются 20 английских премьеров, намерен нанять больше преподавателей с небелым цветом кожи. В английской футбольной лиге требуют больше чернокожих тренеров. На алтаре Сент–Олбанского собора в Англии уже появилась картина "Тайная вечеря" с темнокожим Иисусом Христом.
Бороться с расизмом, безусловно, надо. Особенно с конкретными его проявлениями. Но тому, кто за это возьмется, предстоит долгий незавидный путь. И вряд ли он станет звездой социальных сетей.
На этом фоне нападки госпожи Лаховой (экс–депутата, экс–сенатора, главы Союза женщин России) на мороженое "Радуга", которое, по ее мнению, своей рекламной гаммой прививает нашим детям ценности ЛГБТ–сообщества, кажется милым доморощенным идиотизмом. И пока — совсем не опасным. Потому что для большинства россиян по–прежнему радуга в дождевом небе — просто радуга.