Два главных вопроса, которые сейчас задает себе городской бизнес, — будет ли вторая волна и когда?
Сроки называют разные: кто–то ожидает ее уже в 20–х числах сентября, кто–то — в ноябре или в начале зимы. Но готовятся все. Кроме торговых комплексов, которые не вышли еще из первого карантина.
Что делать — оставаться как можно дольше на удаленке. Многие компании, несмотря на отмену ограничений, так и не вернулись полноценно в офисы. Причем не просто IT, от которых этого можно ждать, но и крупные компании. Например, девелоперы. Так, группа "ЦДС" сидит на удаленке до сентября. Не полностью вышел из карантина "Эталон". Оказалось, что управлять строительством можно и онлайн. Как и продавать квартиры.
Строить, впрочем, удаленно пока не получается, но большинство рабочих живут на объектах, поэтому в случае чего их можно просто из–за заборов не выпускать. Пока все более–менее хорошо, компании копят подушки безопасности, чтобы иметь запасы на черный день.
Главный риск для бизнеса (и это, как ни печально, продемонстрировал коронакарантин) — непредсказуемость действий городских властей.
В отличие от Москвы в Петербурге складывается такое ощущение, что начальство действует спонтанно. Оп — и закрыли, оп — и открыли. А почему и зачем, объяснить порой забывают.
Но ведь для бизнеса эта информация и возможность выстраивать прогноз гораздо важнее, чем эпизодические вливания денег и льгот со стороны города.
Более того, бизнесу непонятно, кто принимает подобные решения и на каком основании. Почему в метро можно ездить, а в рестораны и парки ходить нельзя. На основании чего выносятся подобные вердикты — одному богу известно. Какие–то люди на какой–то комиссии что–то решают. А спросить, почему принято такое решение, не у кого. Даже узнать, где ж вы взяли исходные материалы и кто их готовит, тоже невозможно. Неофициально говорят еще более жестко, с матами и гендерно–негативными высказываниями.
Про системообразующие предприятия — отдельный разговор. Как рассказал руководитель одного из них, ему пришлось нанимать новых сотрудников для того, чтобы готовить постоянные отчеты для разных комитетов Смольного. При этом ни копейки из бюджета он не получил.
Это, конечно, интересный способ повысить занятость в кризис, но, согласимся, не самый эффективный.
В целом коронавирус выявил главную беду Смольного — нежелание и неумение городских властей вести диалог с бизнесом. Монолог получается, разговор с позиции силы и штрафов — да, а вот со способностью услышать других как–то не очень.
Поэтому и бизнес пока ничего не планирует, нет никакого развития. Просто работает, если позволяют власти. Впрочем, если не позволяют — тоже работает. Но максимальный срок планирования у большинства — до конца года.
Понятно, что больницы, врачи, новые койко–места — это все важно и нужно, но если не будет диалога, то вторую волну коронавируса не переживет гораздо большее количество компаний. И это уже будет критично для всей городской экономики.
А ведь надо немного — всего лишь поговорить.