И вот наступила пора посмотреть выставки, которые закрылись в марте, едва открывшись.
Теперь на них наконец можно сходить. В Музее искусства Санкт–Петербурга, что у Львиного мостика, проходит сразу три выставки. Одна из них — "Мастерская в лицах" Анатолия Заславского — особенно интересна тем, кто неравнодушен к своеобычной петербургской художественной жизни.
Хорошо, что она будет подольше, чем планировалось, ведь это праздничная экспозиция к 80–летию мастера. В ней нет ничего отчетно–помпезного. Это даже не ретроспектива, как часто бывает с юбилейными проектами. Анатолий Заславский собрал выставку портретов. Ее герои — родственники, друзья и знакомые художника, завсегдатаи и гости его мастерской. Все как будто по–домашнему, что свойственно петербургской сцене, где ценится жить искусством дружески, на свой лад, без отгулов и выходных, не подлаживаясь под конъюнктуру. Только от этого мы зачастую грешим провинциальностью, от которой не застрахован любой игнорирующий моду.
Петербург давно стал флагманом антистоличного искусства. Еще с позднесоветского времени современными художниками у нас считаются постсезаннисты, постимпрессионисты, сюрреалисты всех мастей и разнообразные последователи других модернистских направлений. Зайдите в выставочные залы Союза художников — и вы окажетесь в мире прекрасного, который существует параллельно contemporary art, как будто концептуализмы и минимализмы случались в далеких инопланетных цивилизациях.
Анатолий Заславский — и не из прогрессивных лосховцев, и уж, конечно, не из адептов современного искусства. С 1950–х он занимается живописью с той свободой, которая остается завидной силой поколения оттепели. Это живопись помимо идеологических установок и предпочтений заказчиков — буйная, размашистая и залихватская. Такой в ЛОСХе раз–два и обчелся, да и в contemporary art подобной жизненной силы мало. Поэтому независимому от кланов и групп художнику легко называть себя безнадежным живописцем. Безнадежно счастливым живописцем, обретшим в своем искусстве свободу.