Несмотря на кризис, продажи сотовых телефонов в Петербурге в июне возросли на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оценили в МТС (исследование касается всего рынка). Аналитики полагают, что петербургский рынок, как и российский, в денежном выражении в первом полугодии вырос примерно на 5%. Также в МТС указывают, что на 20% вырос средний чек на самые продаваемые модели (до 25 тыс. рублей, на них пришлось до 80% продаж).
"Низкий ценовой сегмент количественно превалирует в силу того, что в нем продается больше экземпляров устройств, в высоком ценовом сегменте в штуках продается меньше, но там и у ретейлеров, и у поставщиков маржинальность выше", — говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
Генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков отмечает, что в среднем по российскому рынку рост продаж в июне составил 15–17% относительно прошлого года. "Это нельзя назвать резким ростом. Резкий рост — это увеличение продаж в 1,5–2 раза, очевидно, что этого сейчас не наблюдается, у населения просто нет денег", — подчеркивает он. Правда, кратный рост продаж заметили некоторые онлайн–ретейлеры. Например, в Wildberries рассказали, что продажи гаджетов в июне 2020–го по сравнению с июнем прошлого года увеличились почти в 4 раза.
Хорошая июньская выручка с трудом перекрывает депрессивную весну, когда продажи падали. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, самым тяжелым было начало весны. "В конце марта была неделя, когда продажи упали на 56% год к году. С другой стороны, когда все перешли на самоизоляцию, продажи перешли из розницы в онлайн, за счет того, что было много дисконта, причем серьезного, рынок поддерживался", — вспоминает эксперт. Он также отмечает, что ряд крупных игроков заметно снижали цены в этот период, что подстегнуло покупательский интерес.
Эксперты связывают июньский рост продаж и с фактором отложенного спроса на товары длительного хранения (электронные гаджеты, мобильную электронику, бытовую технику). "Отчасти этот спрос поддерживается доступным кредитом (кредитные карты и т. п.). В условиях двузначного падения реальных располагаемых доходов населения этот фактор очень важен", — поясняет инвестиционный менеджер "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин. Правда, в МТС говорят, что количество кредитов на смартфоны в первые полгода, наоборот, сократилось на 40%.
Также спрос поддержали денежные выплаты на детей (дважды по 10 тыс. рублей на ребенка). О росте интереса к продукции в ценовом сегменте до 10 тыс. рублей журналистам рассказали сразу несколько ретейлеров, продающих мобильную технику.
За счет "детских денег" в июне рынок вырос год к году примерно на треть, подтверждает Эльдар Муртазин. В июле, по его словам, тоже фиксируется рост продаж, но он менее заметен, чем в предыдущем месяце.
Иван Федяков из INFOLine напоминает, что похожий тренд наблюдался в кризис 2015 года, когда люди были согласны экономить на еде и одежде, но при этом покупать смартфоны.
"Мобильные устройства и сотовая связь сегодня — товары первой необходимости, и всплеск продаж это подтверждает. Это говорит и о защищенности отрасли от негативных последствий кризиса", — считает он.
По мнению эксперта, драйвером для рынка должно стать появление новинок от производителей сотовой техники, в пример он приводит Apple, которая давно не выпускала новых моделей.