Промышленность Петербурга никак не может выйти из пике. После небольшого майского оживления в июне она снова упала сильнее, чем в среднем по стране.
Согласно оперативным материалам Петростата, июньский индекс промышленного производства (ИПП) сократился на 12,1% по сравнению с июнем–2019. В Ленинградской области дела обстоят лучше: –5,2% при общероссийском показателе –9,4%. Подведены и статистические итоги полугодия. В целом по стране ИПП снизился на 3,5% по сравнению с январем–июнем прошлого года, в Петербурге — на 5,9%, в области — на 2,8%.
В городе в отраслевом разрезе июнь оказался наиболее удручающим для сегмента "производство прочих транспортных средств и оборудования", включающего судостроение (–52,3%), производство текстиля (–51,1%), компьютеров, электронных и оптических изделий (–39,1%). А за полгода сильнее всех упал опять же текстиль (–34,5%).
В области хуже всего себя чувствуют производство мебели (–69,5% в июне и –70,4% в первом полугодии), кожи (–51,9 и –55,7% соответственно) и лекарственных средств (–64,5 и –16,1%).
Любопытно, что в Петербурге, наоборот, фармацевтика демонстрирует самую мощную положительную динамику среди всех отраслей: +39,9% месяц к месяцу и +35,4% полугодие к полугодию. Также в лидерах табачный сектор (+38,4 и +0,9% соответственно) и одежда (+34,2 и +7,5%). В области растет производство напитков (+67,2 и +33,9%), полиграфическая деятельность (+48,3 и +47%) и табак (+17,8 и +14,2%).
Профессор СПбГЭУ Елена Ткаченко считает, что сам по себе ИПП в месячном выражении не является значимым индикатором. Рассматривать его нужно в комплексе с другими показателями.
К примеру, сейчас многие предприятия могут работать "на склад", отложив реализацию продукции до лучших времен. Поэтому стоит ожидать роста объема отгруженной продукции в последующие месяцы. Предприятия, связанные с государственным оборонным заказом, работают в определенном ритме и традиционно сдают большие заказы (например, в судостроении) осенью. Это тоже скажется на региональных макропоказателях, в том числе и ИПП.
Проблемным остается автомобильный кластер. В Петербурге в июне производство автотранспортных средств, хоть и совершило впечатляющий по сравнению с маем рывок (на 64,3%), все равно уступает прошлогодним показателям (–9,5% к июню 2019–го). А за полугодие падение достигло 25,6%. В области отрасль потеряла месяц к месяцу 19,2%, а полугодие к полугодию — 37,2%.
"Автомобиль — сложная технологическая продукция. Наши предприятия серьезно локализованы. А значит, как только у них пошел спад производства, по цепочке около 50 поставщиков комплектующих немедленно получили недозаказ, вплоть до полной остановки", — поясняет Елена Ткаченко.
В целом она считает, что пора прекратить связывать все проблемы с пандемией и признать, что российская экономика вошла в очередной цикл системного глобального кризиса. Скорее всего, он будет затяжным, и восстановления можно ожидать только через 2–2,5 года.
"Компании, у которых накоплены резервы, могут использовать этот период для модернизации производства или обновления линейки продукции. Это часто делается в таких условиях, поскольку нет напряженного графика работы. Конечно, при уверенности в восстановлении спроса в будущем", — добавляет эксперт.