Счётная палата РФ обнаружила высокую рентабельность льготных авиаперевозок на калининградском направлении по итогам 2019 года. Итоги проверки представил на коллегии ведомства аудитор Валерий Богомолов.
Он отметил, что в 2019 году количество субсидированных авиамаршрутов выросло на 86% по сравнению с 2017 годом – до 242 маршрутов. "Однако в это число включались не только новые маршруты, но и те, которые уже были раскручены в коммерческих перевозках, что никак не способствовало расширению маршрутной сети. Доля таких раскрученных маршрутов в 2017 году составила 27%, в 2018 году – 32,6%, в 2019 году – 31%. При этом доля новых уникальных маршрутов в этот период составляла незначительную величину от 4,5 до 8,5%", — заявил Валерий Богомолов.
По его мнению, господдержка не обеспечила доступ к большинству удалённых городов и населённых пунктов, "для которых пассажирские авиаперевозки крайне важны и порой являются единственным способом транспортного сообщения". При этом "города Симферополь и Калининград включены в перечень труднодоступных и удалённых населённых пунктов, что нецелесообразно", заявлено в отчёте ведомства по итогам проверки.
В документе отмечается, что по отдельным субсидируемым маршрутам воздушных перевозок в направлении из Калининграда и обратно у авиакомпании "Уральские авиалинии" сложилась высокая рентабельность по итогам за 2019 год из расчёта на одного перевезённого пассажира: по маршруту Калининград – Москва – Калининград — 110,8% от себестоимости, по маршруту Калининград – Санкт-Петербург – Калининград — 130,2% от себестоимости; по маршруту Калининград – Екатеринбург – Калининград — 142,8% от себестоимости.
"При сохранении уровня расходов и себестоимости на одного пассажира после повышения с ноября 2019 года размеров специальных тарифов и субсидий по данным маршрутам существуют риски получения ОАО АК "Уральские авиалинии" рентабельности по данным направлениям перевозок в большем размере: 170,8, 196,5 и 170,1% соответственно. Следует отметить, что по маршрутам в направлении из Калининграда и обратно и в Симферополь и обратно размеры коммерческих тарифов в "высокий сезон" в отдельных случаях устанавливались авиакомпаниями на уровне ниже специальных тарифов", — также отмечается в отчёте Счётной палаты.
Аудитор Валерий Богомолов заявил о несовершенстве правил определения размера субсидий: "Они не учитывают особенности экономической деятельности авиакомпании, а подходы к их формированию непрозрачны. В результате по одним субсидированным маршрутам авиакомпании получили значительный убыток, а по другим необоснованно высокую прибыль".
Как ранее сообщал "ДП", из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса, когда в Калининградскую область перестали ходить поезда, а границы для автотранспорта тоже были закрыты, регион с остальной территорией страны в течение нескольких месяцев — с 6 апреля по 1 июля — связывало только авиасообщение.