Операторы рынка платных медицинских услуг не исключают повторения эпидемии, которую сегодня переживает человечество, и считают, что клиники должны быть заранее подготовлены к подобной ситуации.
Некоторые эксперты говорят, что начать стоит с усовершенствования структуры медучреждений, чтобы минимизировать риски пересечения потоков здоровых и больных посетителей.
Как рассказал "ДП" Дмитрий Глухачев, начмед по педиатрии частной скорой помощи "Приоритет", в идеале при входе в медцентр должны быть организованы санпропускники по принципу "мельцеровских боксов". Это отдельные помещения — изолированный вход для пациента, палата, санузел с ванной и шлюз для персонала. "При наличии таких санпропускников в архитектуре зданий медцентров принципиально ничего менять не нужно", — считает он.
Однако большинство опрошенных "ДП" экспертов не согласны с коллегой. "Медики наверняка учтут опыт эпидемии и особенности построения бизнеса в условиях низкой посещаемости и выработают дополнительные стратегии, — уверен Константин Шидловский, врач–эпидемиолог группы компаний “Инвитро”. — Медицинские компании, обладающие инфраструктурой и ресурсами для работы с инфекционными больными, возможно, обновят планы противоэпидемических мероприятий. В том числе предусмотрят логистику движения пациентов с подозрением на инфекцию и тех, у кого наличие инфекции исключено, создадут обсервационные отделения для госпитализации пациентов до их полного обследования и пересечения с персоналом и другими посетителями".
Пациента нужно изучать заранее
Как считает Алла Успенская, главврач амбулаторно–поликлинического звена клиники "Скандинавия", работа по противодействию эпидемии должна начинаться еще до входа в клинику. То есть собрать короткий эпиданамнез, включающий информацию о жалобах и симптомах, нужно еще при записи на прием. Уточнить его (равно как наличие температуры и жалоб) необходимо в зоне ресепшен, где в обязательном порядке должны быть установлены защитные экраны. В случае подозрения на инфекцию пациент направляется в бокс, затем к нему приходит семейный врач.
По мнению Константина Шидловского, для избежания контактов с другими людьми и снижения риска перекрестных инфекций не стоит пренебрегать и возможностью использования цифровых устройств самообслуживания. "Довольно интересным решением представляется применение облачных внутрибольничных сервисов, позволяющих немедленно использовать информационные системы и справочники, а также данные для быстрого реагирования на эпидемию. В частности, помочь в разработке порядков сортировки посетителей (например, при работе с пациентами с лихорадкой или с предполагаемой инфекцией), а также эффективно предотвратить риск инфекции могут эпидемиологические онлайн–анкеты", — говорит Константин Шидловский.
С помощью информационной системы клиники могут проводить и онлайн–обучение нового медицинского персонала для его быстрого вовлечения в рабочий процесс.
Эксперты отмечают и необходимость более широкого использования практики телемедицинских приемов во время эпидемий. По их словам, пандемия COVID–19 выявила слабые места существующей телемедицинской системы. В частности, клиникам придется заняться укреплением IT–инфраструктуры, поскольку во время вспышки коронавируса медицинские учреждения технически оказались не готовы к резко возросшему потоку телепациентов.
Кроме того, необходимо законодательно расширить спектр применения телемедицины. Например, снять запрет на дистанционную постановку предварительного диагноза и назначение лечения. 8 июня Владимир Путин подписал закон, дающий право применять в РФ телемедицинские технологии при эпидемиях или ЧС. Но документ требует появления подзаконных актов.