08:4929 июля 202008:49
68157просмотров
08:4929 июля 2020
На 12–м году реализации программы реновации в городе снесли первую хрущевку. Событие это оказалось столь значимым, что на него съехался весь местный истеблишмент.
Энтузиазм отцов города можно понять: хрущевка — символ дешевого неблагоустроенного жилья. И вот его торжественно разрушают, чтобы на этом месте возвести новое, если не более дорогое, то по крайней мере более комфортное. По правде сказать, программа реновации — это обыкновенная уплотнительная застройка, которую одна только Валентина Ивановна отменяла раза три. А потом еще Полтавченко отменял. Но хрущевки — такое зло, для борьбы с которым любые средства хороши.
Однако при всей своей технологической и эстетической примитивности кварталы хрущевок были неловкой, но все–таки реализованной попыткой строительства города–сада. Этой придуманной в задыхающихся от антисанитарии капиталистических городах конца XIX века концепции зеленой малоэтажной застройки.
Есть мнение, что, строя кварталы хрущевок, советская власть думала не столько об экологии и комфорте трудящихся, сколько об экономии. Поскольку классическая брандмауэрная застройка требует гораздо более плотной улично–дорожной сети. Но, как бы то ни было, получилась комфортная среда, обеспеченная необходимой, хотя и скромной инфраструктурой: школа, детсад, универмаг. Сейчас она, безусловно, устарела — хотя бы потому, что не предполагала наличия у обитателей собственных машин, которые где–то нужно парковать. Или большого числа разнообразных потребностей, для удовлетворения которых одного универмага недостаточно.
Однако реновация, не снимая ни одну из этих проблем, добавляет множество новых. Даже если предположить невероятное: что новые дома разумно обеспечены дополнительной инженерной и социальной инфраструктурой, — ведущие к ним дороги, рассчитанные на совсем другое число жителей, никто расширять не будет. По сути это та же монофункциональная зона ("спальник"), только с увеличившимся в разы населением, которое каждое утро и вечер вдохновенно оттаптывает друг другу ноги на входе в метро.
К счастью, все эти рассуждения сугубо теоретические: за 12 лет программа реновации выполнена на единицы процентов. Неспособность властей реализовать свои планы делает жизнь в отечестве не такой страшной, как это может показаться со стороны.