Список открытых для россиян стран обещают расширять, добавляя в него новые. "ДП" присмотрелся к кандидатам.
Ежегодно в Танзании линчуют 500 ведьм, а к таксистам–бомбилам лучше не садиться: могут ограбить. Богатые флора и фауна, красочные пейзажи и колоритное население — такие подробности сообщают онлайн–ресурсы для путешественников. А с августа эта африканская страна может стать популярной туристической тропой для россиян наряду с Турцией и Великобританией. Эти государства с завтрашнего дня официально откроются для отечественных авиакомпаний. Причем, по данным поисковика Aviasales, количество запросов среди россиян на авиабилеты до Танзании взлетело в 70 раз, в Турцию — в 3 раза, в Великобританию — почти в 5 раз. Правда, число покупок билетов невелико.
"Количество бронирований в Турцию на неделе с 20 по 26 июля выросло в 5 раз, в Великобританию — в 2 раза. Это рост реального спроса по сравнению с предыдущей неделей (с 13 по 19 июля). А вот по Танзании все пока тихо. Поисковых запросов было много, но пока массово покупать туда билеты путешественники не готовы", — пояснили в аналитическом центре сервиса поездок и путешествий "Туту.ру".
Кроме того, чтобы попасть на борт самолета, придется сдать тест на COVID–19 не позднее чем за 72 часа до вылета. Желающим попасть на Туманный Альбион и вовсе придется посидеть на самоизоляции в течение 2 недель по прибытии. Кстати, путь до Танзании из Петербурга тоже непрост — придется лететь как минимум с двумя пересадками, в некоторых случаях разными авиакомпаниями.
Куба готова, а ЕС — нет
Включить зеленый свет для приема российских гостей на пунктах паспортного контроля готовы еще как минимум восемь стран — Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Мексика, Мальдивы, Доминикана, Куба, Хорватия и Мальта, сообщили в Ассоциации туроператоров России. Два последних государства в этом списке, кстати, входят в Евросоюз, предпочитающий пока не звать к себе российских граждан. В ЕС ссылаются на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в нашей стране.
Россия тоже не торопится возобновлять авиасообщение, руководствуясь принципом взаимности. Как возможен компромисс в этой ситуации, пока неясно.
Другой член ЕС — Финляндия — уже отодвинул срок открытия границ с Россией до конца августа, правда, запустил работу визовых центров в СЗФО.
Как пояснили "ДП" в Finavia (оператор аэропорта Хельсинки), авиасообщение Суоми с другими странами налаживается. Смягчены ограничения на поездки как в Европу, так и гораздо дальше — в Алжир, Австралию, Японию, Новую Зеландию, Руанду, Южную Корею, Таиланд, Тунис, Уругвай и Китай. До коронавируса в летний период через столицу Финляндии проходило 70 тыс. человек в день, примерно 2 тыс. из которых приходилось на российское направление. А в июле 2020 года в аэропорту ежедневно регистрировались чуть более 7 тыс. пассажиров.
"Эти весна и начало лета были беспрецедентными для авиации. В аэропорту Хельсинки мы не видели такого скромного числа пассажиров с конца 1980–х годов", — поделился эмоциями менеджер по развитию маршрутов Finavia Петри Вуори.
Меню для патриота
Из аэропорта Пулково в начале августа без пересадок можно будет добраться до Турции. Со 2 августа возобновляет перевозки Turkish Airlines до Стамбула, а с 10 августа — до Антальи. В остальных случаях петербуржцам придется довольствоваться "патриотическим" меню. К примеру, на 30 июля было запланировано 146 рейсов в разные точки страны, в том числе 37 — в Москву, 13 — в Симферополь и 10 — в Сочи. По данным оператора аэропорта "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), в первом полугодии в список самых востребованных по объему пассажиропотока вошли Москва, Калининград, Сочи, Новосибирск, Краснодар, Екатеринбург, Уфа, Архангельск, Мурманск и Симферополь. Суммарный пассажиропоток через Пулково в январе–июне составил 2,1 млн человек.
Но уже в сентябре, как было анонсировано на сайте ВВСС, для россиян вновь может стать доступна Европа, а из Петербурга начнет дебютные полеты венгерский лоукостер WizzAir. Авиакомпания готова обслуживать пять направлений: в Зальцбург, Осло, Копенгаген, Стокгольм и на Мальту. Перевозчик также откроет собственную операционную базу в Пулково, где уже разместили Airbus A320. Второе воздушное судно такого же типа планируют поставить в декабре. В конце 2020 года к этим направлениям должны добавиться итальянские города Бергамо, Венеция, Болонья, Турин, а с 30 марта 2021 года — Катания.
Впрочем, отвечая на запрос "ДП", в авиакомпании WizzAir были аккуратны. Там подчеркнули, что ответственность за незнание об ограничениях на международные поездки несут пассажиры, а также что решение о въезде в те или иные страны принимают местные власти. "Мы воздерживаемся от спекуляций о планах на будущее, новости по направлениям будут анонсированы в ближайшее время", — пояснили в WizzAir. Всего авиакомпания планирует обслуживать из Петербурга 16 направлений в 13 стран. В ВВСС оставили вопросы "ДП" о намерениях WizzAir без ответа.
Не до командировок
Медленно восстанавливается и сектор корпоративных перелетов, традиционно приносящий авиакомпаниям львиную долю выручки. Самыми популярными городами для командировок во II квартале 2020 года стали Москва, Санкт–Петербург и Самара, подсчитали эксперты агентства делового туризма "Аэроклуб". Выяснилось, что спрос на авиабилеты по России составил 11% от объема перелетов за аналогичный период прошлого года. Лишь 1% деловых путешественников выбирали перелеты бизнес–классом. На протяжении лета предприниматели еще надеялись на скорейшее возобновление международного авиасообщения, продолжая бронировать билеты во Франкфурт, Прагу, Париж, Рим и Вену.
"Безусловно, представители бизнеса ждут открытия границ. Тем не менее мы не ожидаем резкого скачка спроса на международные перелеты. В июле прошлого года на зарубежные направления приходилось лишь 22% бронирований от общего числа перелетов бизнес–туристов. При этом надо принимать во внимание, что по российским маршрутам, несмотря на смягчение карантинных мер, в июле спрос восстановился лишь на 27% от объемов 2019 года. Немаловажным остается и такой фактор, как тревел–политика компаний: работодатели несут ответственность за здоровье и безопасность сотрудников и стремятся минимизировать риски. Также в связи с повышенными мерами безопасности многие компании существенно ограничивают возможности деловых встреч и переговоров", — говорит гендиректор "Аэроклуба" Юлия Липатова.
Несмотря на открытие внешних границ, российские власти придумывают, как простимулировать внутренний туризм. Одной из мер станет компенсация за отдых в России в сумме от 5 тыс. до 15 тыс. рублей в виде кэшбэка. Продолжительность пребывания в отечественных отелях должна составлять не менее пяти ночей, а стоимость тура — не менее 25 тыс. рублей.
Один из доводов чиновников в пользу развития внутреннего туризма — риск второй волны распространения COVID–19. Потому что если она начнется, придется в том числе вновь массово возвращать сограждан домой.