Если кратко описать итоги первой недели работы ТЦ в Петербурге — трафик в торговых комплексах оказался ниже, чем в аналогичный период в прошлом году, на 30%. При этом в онлайн-сегменте, несмотря на открытые ТЦ, продажи не упали.
Однако, по прогнозам, весь сегмент ретейла осенью может ждать падение спроса из-за снижающихся доходов населения. Если смотреть ещё в более далёкую перспективу, то, по мнению аналитиков, торговым центрам в целом необходима реконцепция, иначе они рискуют потерять популярность. Ведь, например, всё больше ретейлеров предпочитают работать по принципу омниканальности и развития онлайн-направления, при котором выгоднее иметь компактный пункт выдачи с торговым залом вместо большого магазина.
Онлайн не провалился
Для онлайн-магазинов карантин стал откровением. Вынужденные сидеть дома, люди покупали огромное количество товаров в интернете, за большинством из которых они ходили в те же торговые центры: одежда, обувь, бытовая техника, косметика и т. д.
Генеральный директор "Инфолайн" Иван Федяков приводит цифру в 70 млн человек — именно до такого размера выросла аудитория активных пользователей онлайн-магазинов.
"Но 70 млн — это не 146 млн человек, сколько насчитывает население России. То есть примерно половина людей привыкли потреблять только офлайн. И именно они с нетерпением ждали открытия торговых центров в том числе, не имея возможности в силу потребительских привычек или каких-то других причин приобрести товары, которые они обычно там покупали. При этом нельзя забывать, что какая-то часть ретейла и в период карантина продолжала работать. Это касается товаров первой необходимости и товаров для детей — детские магазины одежды продолжали работать, к примеру", — подчеркнул аналитик.
В большинстве своём объём потребления товаров онлайн в Петербурге в первую неделю работы ТЦ не снизился, а кое-где даже, наоборот, несмотря на многочисленные прогнозы, на удивление вырос. С конца весны рынок электронной коммерции показывал планомерное снижение, хотя цифры этого года всё равно всё ещё на десятки и даже сотни процентов выше, чем в эти же месяцы в 2019 году.
Даже если сравнивать июнь и июль нынешнего года, то у многих представителей онлайн-ретейла наблюдается рост. Например, в Wildberries с 27 по 31 июля продажи в городе увеличились на 10% в количественном выражении по сравнению с началом месяца.
"Мы отмечаем, что спрос на онлайн-покупки в июне и июле продолжает расти: если в марте-апреле продажи Wildberries в Петербурге выросли на 143% год к году, то в июне-июле этот показатель достиг уже 217% год к году. А количество покупателей выросло на четверть. После открытия торговых центров многие петербуржцы продолжили приобретать всё необходимое в интернет-магазинах", — рассказали в пресс-службе ретейлера.
Охотнее всего в Петербурге покупают одежду и обувь: футболки (количественный рост год к году — 194%), нижнее белье (+172%), платья (+77%), носки (+301%), брюки (+105%), кроссовки (+180%). Помимо этого, есть интерес к книгам (+251%), спортивным товарам (+392%), кремам (+392%) и сумкам (+145%).
Рост был и у электронного дискаунтера "Ситилинк": "В последнюю неделю июля количество заказов, полученных в магазинах Петербурга, выросло на 17% по сравнению с концом июня. С открытием ТЦ мы не наблюдаем снижения продаж. В топ-5 самых востребованных товаров в Петербурге вошли ноутбуки, смартфоны, мониторы, телевизоры, компьютеры и комплектующие", — поделились в компании.
В Lamoda, в свою очередь, отметили, что спрос на прошлой неделе вырос на детскую одежду, обувь, товары для школы и отдыха, а также на футболки, кроссовки, платья, джинсы и брюки для взрослых.
На "Беру" же, наоборот, отметили незначительно снижение спроса после открытия ТЦ в городе.
"По мнению экспертов сервиса, такая динамика вполне ожидаема, так как некоторые петербуржцы решили вернуться к традиционным магазинам, однако динамика показывает, что большая часть аудитории продолжает делать покупки в интернете", — подчеркнули в компании.
На минувшей неделе чаще всего в этом онлайн-магазине горожане покупали товары для дома (в основном бытовую химию, посуду и кухонные принадлежности), товары для красоты (чаще всего это были товары для ухода за волосами, телом и лицом) и продукты (в основном бакалею и кондитерские изделия). Отмечается, что покупательские предпочтения жителей Петербурга практически не меняются на протяжении последних 2 месяцев. В среднем в июне петербуржцы тратили на покупки на "Беру" 4,2 тыс. рублей, однако к концу июля средний чек снизился до 3,6 тыс. рублей.
У одного из старейших представителей электронной коммерции в России Ozon неделя открытия ТЦ также вышла удачной. Несмотря на то что в целом в июне-июле снизился спрос на отдельные товары, с 27-го числа продажи в Петербурге увеличились почти на 30%. Средний чек также подрос на 11%.
Переосмысление ретейла
Управляющий партнёр FortGroup Максим Левченко в разговоре с "ДП" отметил, что сейчас трафик в торговых центрах ниже на 30% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Торговые центры в городе сейчас работают в ограниченном режиме, с соблюдением санитарных мер. Бизнесмен не видит причин для беспокойства в росте интереса потребителей к онлайн-каналам.
"Я не думаю, что тут можно говорить о твёрдо сформированной новой потребительской привычке. Для такого должны пройти годы взаперти на карантине. После снятия всех ограничительных мер и возвращения работы ТЦ к нормальной жизни трафик восстановится", — отметил он.
Иван Федяков, в свою очередь, отметил, что сейчас многих посетителей ТЦ раздражает соблюдение эпидемиологических норм и ношение СИЗ, что в конечном итоге приводит к снижению посещаемости. Также эксперт добавил, что сейчас разделять онлайн- и офлайн-ретейл уже не совсем верно, многие компании пришли к принципу омниканальности, при котором торговля в реальности и в интернете развивается одновременно в одинаковой мере.
"Даже считающиеся исключительно интернет-ретейлерами Ozon и Wildberries имеют сотни и даже тысячи пунктов выдачи товаров. В таких пунктах товары не просто забираются, их можно осмотреть и примерить. Можно ли в таком случае считать такую торговлю исключительно электронной?" — задаётся вопросом эксперт.
Другое дело, что эти процессы говорят о том, что торговым центрам в ближайшее время необходимы переосмысление и реконцепция, отмечает Федяков. Ретейлерам теперь не нужны большие магазинные залы с крупными складами при торговых комплексах. Промедление может грозить тем, что ТЦ потеряют популярность.
"Конечно, суперпопулярные торговые комплексы останутся, но вот у менее популярных ТЦ трафик может упасть почти до нуля. Интересно также, что будет с кинотеатрами, которые всегда являлись магнитом в торговых комплексах. Сейчас кинотеатры закрыты, но я думаю, что и дальше люди в прежнем объёме в них ходить не станут. На карантине заметно выросла аудитория электронных сервисов потребления различных медиа, в том числе кино. Люди начали покупать подписки на эти сервисы. Для некоторых людей наличие подписки за 300 рублей, при которой они смогут смотреть разное кино, станет решающим фактором перед покупкой одного билета в кинотеатр за ту же сумму", — добавил он.
Принцип омниканальности ретейла "ДП" объяснили в группе "М.Видео- Эльдорадо". В компании рассказали, что вообще не могут разделить продажи по онлайн- и офлайн-каналам.
"Покупатель может выбрать технику в приложении и оплатить в магазине или, наоборот, через QR-код на ценнике заказать из магазина с доставкой домой", — отметили в "М.Видео", добавив, что после снятия ограничений по ТЦ в Ленобласти и в Петербурге в стандартном режиме начали работать 28 магазинов "Эльдорадо" и 26 — "М.Видео".
Для всех сегментов ретейла Федяков прогнозирует скорый спад спроса и продаж, который может наступить осенью.
"Многие надеются на осенний сезон, чтобы отбить убытки. Но ситуация такова, что спад почувствуют и онлайн-, и офлайн-ретейлеры. Может также снизиться посещаемость ТЦ. Причина заключается в снижении платёжеспособности населения, которое отразится на всём потребительском рынке города и приведёт к стагнации", — заключил он.