Эксперты не ожидают роста продаж компаний МСБ, отложенный спрос быстро исчерпает себя
По данным ИТ–компании "Эвотор" к концу июля количество торгово–сервисных предприятий малого и среднего бизнеса в Петербурге сократилось примерно на четверть по сравнению с показателями начала марта. При этом многие сегменты бизнеса до сих пор находятся в глубоком кризисе. Например, в июле цветочные лавки, массажные и спа–салоны, книжные магазины, спортивные центры, оптики и ювелирная торговля получили менее 50% от докризисного оборота. Впрочем, в некоторых сегментах выручка в последний месяц превысила докризисные показатели. Речь идет о магазинах стройматериалов, крупной бытовой техники, автомобильных товаров, снаряжения для активных видов отдыха, а также зоомагазинах и ветеринарных клиниках.
Для сравнения: в Москве на неделе с 20 по 26 июля доля работающих малых и средних предприятий составила 81% от уровня начала марта, а их общая выручка достигла 72% от "доковидных" показателей. Среди отраслей медленнее всего оборот в столице восстанавливается в модном ретейле, индустрии красоты, туризме, фитнес–центрах.
В целом по России, как сообщили в компании "Эвотор", оборот малого и среднего предпринимательства сохраняется на уровне 94–96% от докарантинных показателей с начала июля, хотя 15% торговых точек по–прежнему не работают.
Директор по стратегии ИК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков отмечает, что на данный момент оборот торговых сетей восстановился более чем на 80% от докризисного уровня, однако в ближайшие недели он снизится до 70% от докризисного уровня. Примерно такие же данные стоит ожидать и по МСП в целом — оживление в июле, связанное с эффектом отложенного спроса, постепенно себя исчерпает, наблюдается отставание в росте доходов, и в дальнейшем восстановление, вероятнее всего, составит около 75% от такого же периода 2019 года", — говорит эксперт.
Председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина рассчитывает, что к 1 сентября произойдет традиционный всплеск продаж товаров для школьников, однако, скорее всего, он будет невысоким. "Уже сейчас многие предприниматели понимают, что сильного роста потребительской активности ожидать в этом году не стоит, поэтому и закупают на 50–55% меньше товара, чем обычно", — сказала она.
Определенную стабильность на ближайшие месяцы эксперты пророчат промышленным предприятиям, особенно производящим товары первой необходимости. А сложнее всего приходится сектору HoReCa и туристическому сегменту. Отрасль еще неопределенное время продолжит оставаться под давлением, считает Ярослав Кабаков из ИК "ФИНАМ".