В Северной столице растёт потребность в новом городском электрическом транспорте — это вполне может спровоцировать схватку за поставки.
В ближайшие годы именно Петербург будет наиболее привлекательным рынком для производителей подвижного состава, считают эксперты. Москва за последние 5–10 лет сполна закупила новых трамваев, электробусов и других машин, крупные заказы от столицы вот–вот закончатся. В Петербурге же потребность в новом транспорте исчисляется в сотнях, и борьба за поставки может развернуться серьезная.
Изношенный парк
Еще будучи врио губернатора Петербурга, Александр Беглов заявлял о планах Смольного купить 500 трамваев до 2025 года. Его слова можно было бы списать на предвыборные обещания, однако ситуация такова, что откладывать закупку новых трамваев уже нельзя. "Ну сколько можно уже насиловать ЛВСы (вагоны 1980–х годов постройки. — Ред.)", — говорит один из собеседников "ДП" в транспортной отрасли. Порядка 500 трамваев (около 56 млрд рублей) и 250 троллейбусов, не считая тех, что город закупил в этом году, нужны были еще вчера.
Концессионные трамвайные проекты пока развиваются в Петербурге не так интенсивно, как этого многим бы хотелось, в том числе и городским властям, но все же движение наблюдается. В 2023 году должна заработать 1–я очередь трамвайной сети "Славянка" (Купчино — Шушары — Славянка), для которой нужно 22 трамвая, к 2024 году — 2–я, это еще 12 трамваев. Не хватает подвижного состава и трамвайной сети "Чижик".
Как сообщил источник "ДП" в транспортном блоке Смольного, городские власти всерьез рассчитывают на развитие некоторых трамвайных линий за счет частных инвесторов (ГЧП, контракты жизненного цикла). И здесь также потребуется подвижной состав. При этом чиновников не будет смущать, что все это отдельные проекты, не связанные с городскими трамвайными маршрутами. Из ближайших к реализации проектов можно назвать трамвайную линию от Колпино до метро "Шушары". В Пушкинском районе в новом генплане нарисовано сразу пять линий.
Есть потребность и в вагонах метро. Ранее заявлялось о намерении закупить 800 вагонов в течение 7 лет. Хоть ГУП "Петербургский метрополитен" и не думает пока о новых закупках и берет кредиты для расчета за прежние поставки и на обеспечение текущей жизнедеятельности, новый подвижной состав ему необходим. "Вопрос лишь в политической воле городских властей, ну и в активном лобби производителей, с чем дела уже обстоят неплохо", — считает собеседник "ДП".
Новый игрок
Российский рынок производства электрического подвижного состава поделен между следующими компаниями: производственная компания "Транспортные системы" (ПК ТС), которую связывают с "Трансмашхолдингом" (ТМХ), "Штадлер Минск", АО "Уралтрансмаш", принадлежащий Уралвагонзаводу, и АО "Усть–Катавский вагоностроительный завод" (УКВЗ), который принадлежит "Роскосмосу". Последней в пятерку лидеров буквально ворвалась группа "Синара" миллиардера Дмитрия Пумпянского. Впрочем, по словам транспортных аналитиков, производитель к этому тщательно готовился.
В конце 2019 года "Синара — Транспортные машины" (СТМ, дочернее предприятие "Синары") и чешский концерн Skoda Transportation подписали соглашение о создании в Петербурге совместного предприятия по производству городского электротранспорта с инвестициями 2 млрд рублей. В июле 2020 года СТМ выкупила у Кировского завода 49% "Вагонмаша", 51% — у чешской Skoda. Следующим шагом стало намерение "Синары" приобрести 25% в уставном капитале компании "БалтНедвижСервис" (концессионер трамвайной линии "Славянка"). Сделка должна состояться до окончания III квартала 2020 года, ее сумма составляет коммерческую тайну.
"Участие “Синары” в капитале концессионера — это стратегический шаг, которым компания заявляет о своих долгосрочных и серьезных намерениях на рынке трамвайных концессий", — полагает управляющий партнер адвокатского бюро "Качкин и партнеры" Денис Качкин.
Скорее всего, основная конкурентная борьба за петербургский рынок развернется именно между "Синарой" и ТМХ, причем по всем видам электрического транспорта, а не только трамваям.
"И та и другая компания ведут себя достаточно активно в последние годы, и потребители могут только радоваться этому, потому что при такой взаимной активности можно рассчитывать на высокое качество и снижение цены", — отмечает собеседник "ДП" в транспортной отрасли.
Об амбициозности "Синары" говорит и генеральный директор агентства "Infoline–Аналитика" Михаил Бурмистров: "У группы очень амбициозные планы. При условии, что “Синара” вошла в “Вагонмаш”, они заинтересованы в загрузке площадки и смогут составить достаточно серьезную конкуренцию ПК ТС. Более того, видно, что они на это и нацелены".
Федеральный размах
На одном из виражей "Синара" уже обошла ПК ТС. Речь про трамвайную линию "Славянка", где фаворитом в поставке подвижного состава считалась именно ПК ТС. Компания даже сделала для этого новый трамвай "Лев", который сейчас эксплуатируется в Перми, отмечает один из петербургских транспортных аналитиков.
По мнению Михаила Бурмистрова, войдя в состав "БалтНедвижСервиса", группа "Синара" фактически застолбила за собой право на поставку подвижного состава для проекта.
"Думаю, что “Синара” очень зрело здесь оценивает риски. Таким образом, она фактически фиксирует за собой возможность поставки подвижного состава. В целом это достаточно распространенная схема, когда в консорциум по реализации крупных инфраструктурных проектов входят компании — производители подвижного состава. “Синара” — крупная корпорация, и в данном случае для нее это выглядит весьма привлекательной историей", — считает эксперт.
"Синара" поставит подвижной состав по контракту жизненного цикла и будет отвечать за его техническое обслуживание на протяжении всего срока действия концессии. По словам вице–президента группы Евгения Гриценко, концессионер проводил конкурсный отбор среди производителей на соответствие техническим требованиям, и трамвай "Синара–Шкода" был признан оптимально подходящим.
"Одновременно с подписанием окончательных соглашений по покупке доли будут подписаны договоры на поставку подвижного состава. Таким образом, группа “Синара” возьмет на себя ту часть рисков, которая связана с проектированием, производством и дальнейшей эксплуатацией трамваев на линии", — уточнил Гриценко.
По данным "ДП", "Синара" в скором времени может обойти ПК ТС и в поставке 204 трамваев для Москвы почти за 32 млрд рублей. Предыдущий крупный контракт в столице в 390 вагонов осуществляла именно ПК ТС.
Учитывая все последние события, логичным видится и участие "Синары" в федеральном проекте по комплексной модернизации транспорта в городских агломерациях, в котором будет задействован Внешэкономбанк и частные инвесторы. Суммарный объем инвестиций в рамках пилота проекта в 10 городах–миллионниках оценивается в 350–400 млрд рублей.
Группа "Синара" в лице СТМ уже подписала с ВЭБ соглашение о сотрудничестве. "Группа является активным участником этого проекта и готова выступать как в качестве концессионера в случае объявления соответствующих конкурсов в городах РФ, так и в качестве поставщика подвижного состава", — прокомментировал Евгений Гриценко.
О конкурентах ни слова
ПК ТС оказалась не готова предоставить комментарий касательно конкуренции с группой "Синара", поскольку еще не видела готовой продукции нового игрока рынка. "Поэтому дать оценку не представляется возможным, а строить догадки относительно запуска производства и продукции в целом считаем некорректным", — сообщили в компании.
По словам Гриценко, петербуржцы смогут оценить трамвай "Синара–Шкода" уже в следующем году: испытания опытного образца проведут на трамвайной сети города. В 2022 году ожидается выход новой модели трамвая на рынок.
Площадка "Вагонмаша" станет основной для совместного предприятия "Синара–Шкода". Здесь будут производить и трамваи, и троллейбусы, и электробусы, и вагоны метро. В "Синаре" отмечают, что это будет отечественное производство. По мнению экспертов, площадка "Вагонмаша" на Кировском заводе скорее сборочная, чем полноценная локация для создания трамваев, поэтому "Синара" будет задействовать несколько точек, что совершенно нормально.
Вопрос "ДП" о конкуренции оставили без ответа и в компании Stadler, которая поставила 23 трамвая для проекта "Чижик", однако заверили, что петербургский рынок им очень интересен.
"Этот рынок перспективен, он один из самых больших трамвайных рынков в России. Мы заинтересованы поставить трамваи, необходимые Петербургу, и работаем над этим", — прокомментировал директор по продажам в Беларуси, России и на Кавказе компании Stadler Маттиас Штёр.
"Мы с большим уважением относимся к нашим коллегам и уверены, что развитый рынок производителей современного российского подвижного состава позволит ускорить процесс комплексной модернизации системы городского транспорта в разных городах страны", — заявил Евгений Гриценко. К слову, "Синара" и "Трансмашхолдинг" уже "борются" за транспортную реформу в Челябинске, предлагая властям различные варианты концессий.