Петербургский велошеринг "Смартбайк" не может расширяться из-за нехватки парковок. Из 250 заявок город пока одобрил одну.
Первый в Петербурге велошеринг из–за пандемии COVID–19 начал работать только в конце мая этого года. В отличие от ушедшего в небытие городского велопроката "Велогород", "Смартбайк" вышел на рынок без субсидий Смольного (см. "ДП" № 59–60 от 20.05.2020). Уже через месяц работы компания увеличила прокатный парк с 500 велосипедов до 1000, а число уникальных пользователей в конце июля превысило 60 тыс., рассказал "ДП" директор "Смартбайка" Руслан Каврюков.
Компания решила отказаться от "китайского пути", когда велосипед для шеринга можно оставлять в любом месте. У петербургского сервиса есть строгие правила — клиенты могут оставлять велосипеды только на велопарковках, отмеченных в приложении. Из–за этого "Смартбайку" сложно увеличить парк, ведь число доступных парковок в городе не растет, а уменьшается. Согласно данным "Яндекса", в городе насчитывается около 1400 общедоступных бесплатных велопарковок. Однако со временем оказалось, что использовать их под нужды шеринга не получается. В частности, против этого выступили представители продуктовых ретейлеров.
X5 Retail Group направила в адрес сервиса письма, в которых говорится о недопустимости размещения прокатных велосипедов на "общедоступных" велопарковках у магазинов "Пятерочка". Аналогичные письма присылают в "Смартбайк" и другие владельцы инфраструктуры, например "Охта–Молл" и магазины "Лента". Несогласие с идеей порой принимало форму прямого вандализма. Так, несколько раз тросы, которыми велосипеды пристегиваются к стоянке, перерезали силами сотрудников супермаркетов. В "Смартбайке" говорят, что У ТЦ "Миллер" и БЦ "Кондратьевский" велосипеды и вовсе сковывали цепью.
В "Ленте" парируют, что действия сотрудников — не вандализм, а забота о безопасности. "На парковках магазинов размещались велосипеды, создающие препятствия для движения машин по территории. Кроме того, велосипеды никаким образом не охранялись и могли быть повреждены, в связи с чем сотрудники приняли решение убрать их с парковки и передать представителям компании для безопасного хранения", — сообщила пресс–служба компании.
Читайте также:
Общество
Петербургу предрекли дефицит велосипедов
Ретейлер заявил "ДП", что открыт к сотрудничеству и готов рассмотреть организацию велопарковок на территории. Руслан Каврюков поясняет, что "Лента" хотела взимать арендную плату 5 тыс. рублей в месяц за каждую велопарковку на своей территории, которую шеринговая компания должна установить за свой счет. В X5 Retail Group отметили, что на прокатные велосипеды якобы "жаловались клиенты, так как техника “Смартбайка” полностью занимала стоянку". "Мы предложили устанавливать не более двух велосипедов или предусмотреть отдельную велопарковку для сервиса. К сожалению, аргументы не были услышаны, и компания продолжила использовать наши велопарковки", — прокомментировали в X5.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) ограничились обращением с вежливой просьбой к владельцам недвижимости не препятствовать работе шерингов.
В "Смартбайке" решили устанавливать новые общедоступные парковки за собственный счет. Эту инициативу поддержали коллеги из кикшерингов Molnia и Whoosh. Но решить вопрос пока не получается и так. С начала июля этого года "Смартбайк" отправил в комитет имущественных отношений (КИО) уже 250 заявок. За это время комитет успел одобрить установку только одной парковки и дал семь отказов. Темпы не устраивают шеринговые компании, ведь туристический сезон подходит к концу.
В КИО подчеркнули, что на рассмотрение одной заявки может уходить до 30 рабочих дней.